73.2067  85.8568

Искусство ли? О выставке Вадима Кондакова и лекции Антонио Джеузы в Черноисточинске

27 Июл 2021

Актуальное, но странное, непонятное, и довольно часто эпатажное. Примерно так говорят про современное искусство. Например, картины Джексона Поллока, культового американского художника. Критики называли его картины искренними, а простые зрители странными. Это было в 50-е годы прошлого века. Но и сейчас к современному искусству отношение осталось таким же. В эти выходные в арт-резиденции в Черноисточинске открылась выставка Вадима Кондакова, художника из Санкт-Петербурга, а сопровождала ее лекция Антонио Джеузы - историка искусства, независимого куратора и критика. Итальянец приехал с рассказом о том, является ли современное искусство искусством?

Идиллическая картина: лето, природа, журчащая река – этими видами вдохновлялся молодой художник, резидент Арт-пространства в Черноисточинске Вадим Кондаков, выпускник кафедры художественной обработки металлов академии Штиглица в Санкт-Петербурге. Он впервые приехал в Нижний Тагил и в Черноисточинск и его первые впечатления, и история старого Демидовского завода легли в основу серии полотен с природной графикой.

Вадим Кондаков, художник:

«Меня очень впечатлило, что здесь очень огромное обилие материала, который просто под ногами находится и возможно многие его не замечают, но он очень красивый. С объектами я работаю в технике гидроформовки, это необычная технология, которая позволяет раздувать металл под воздействием воды, это такие герметичные формы, которые надумаются с помощью большого давления воды».

Художник положил полотна в реку, разместил на них металлические обрезки, арматуру, монетки и в течение двух недель река как бы сама наносила узоры на ткань, растворяя металл. Из старого родилось новое, природное. Это тот самый контекст, который задает настроение, позволяет автору говорить с посетителями выставки через полотна, делится впечатлением еще один гость Арт-резиденции исследователь современного искусства Антонио Джеуза.

Антонио Джеуза, искусствовед, куратор, лектор, город Москва:

«Проект действительно очень важный, потому что это резиденция, это значит, что художник здесь прибывал, жил, познакомился с местом, с людьми которые здесь живут. Это его видение, его вдохновение, искусство это не прямое отражение места, он нашел здесь время и место чтобы творить».

Антонио уроженец маленького итальянского городка Галатина в Апулии и один из ведущих экспертов в области искусства новых технологий в России. Приехал рассказать, почему современное искусство все-таки является искусством, хотя зачастую на него не похоже. Ключ к понимаю – знание контекста, идеи, которую вкладывает творец в произведение.

Антонио Джеуза, искусствовед, куратор, лектор, город Москва:

«Традиционные, декоративные функции искусства, но это не суть современного искусства. Суть – это открывать себя. Поэтому художники без компромиссов, без попытки быть интересным. Он не делает работы, чтобы все сказали, «какой ты молодец, как хорошо рисуешь», а, именно, как я чувствую, что я чувствую и хочет, чтобы в этом был еще и диалог. Человек приходит и видит что-то неожиданное. Но подожди, что хочет художник сказать?»

Для примера Антонио приводит несколько известных работ, например вот эта, созданная английским художником Дэмьеном Херстом в 1991 году, называется «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» или вот еще, тоже с рыбками, но поменьше, инсталляция датского художника Марко Эваристти. И работа известная из-за того, что стала скандальной.

Антонио Джеуза, искусствовед, куратор, лектор, город Москва:

«Давайте сразу, чтобы вы не думала, что все, что я вам покажу это крик моей души, я эту работу брррр, но хочу по-любому вам показать. Это работающие миксеры, и если зрители... Зритель! Не художник хочет – он может нажать, включить блендер и понятно, что будет с рыбкой. Вы не представляете, какие реакции. Работу запретили, но сейчас он показывает, но не подключены к электричеству блендеры. Я решил показать работу не ради провокации, но здесь кто плохой, художник или зритель?»

Даже не подключенные к электричеству блендеры с золотыми рыбками внутри шокируют, а художник задает этой работой прямой вопрос «Хочешь ли ты убить?», наделяет человека колоссальной ответственностью решать: позволить жить или лишить жизни, показывает кто мы и кто вокруг нас.

Антонио Джеуза, искусствовед, куратор, лектор, город Москва:

«Все провокации которые я до этого показывал – нормально, а это уже слишком».

Выставка Вадима Кондакова и лекция Антонио Джеузы – это предвестники шестой Уральской индустриальной биеннале. В прошлом году, бывший завод только начал становление как художественного пространства, а сегодня это место притяжения, один из культурных центров нашего города, и реализовать все это получилось, в том числе благодаря участию Агентства стратегических инициатив, компании ЕВРАЗ, министерства инвестиций и развития Свердловской области и Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.

Екатерина Третьякова, менеджер проекта «Самородок» и Арт-резиденции в Черноисточинске:

«Изначально этот проект создавался фондом поддержки предпринимательства, и когда в этом году эту историю поддержал министр инвестиций Казакова В.В, мы поняли, что масштаб можно сделать глобальным за счет привлечения ключевых институций как биеннале и ура, сегодня все состоялось, первая ласточка мы будем продолжать».

Владимир Селезнёв, куратор программы Арт-резиденции VI Уральской биеннале:

«Вообще надо сказать про всю программу – это 9 городов в Челябинской и Свердловской областях. 9 городов на 10 резиденций, 2 в Нижнем Тагиле. Там у нас уже сейчас работает японский художник Икуру Куаджима, который будет представлять в августе проект в музее ИЗО и Александр Закиров, тоже художник и куратор, который будет делать выставку краткая история тагильского современного искусства».

Выставку Александра Закирова планируют показать в Самородке 15 августа. А в Арт-резиденции в Черноисточинске, состоится еще один маршрут биеннале 8 августа, а 25 открытие арт-объекта «Звучащая металлическая капля» - ее создает Вадим Кондаков.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос