Та самая «дорога жизни» была не только возможностью доставить продукты, медикаменты и боеприпасы, по ней также эвакуировали жителей Ленинграда. В первую очередь детей и пожилых людей. В одну из таких поездок из блокадного города были вывезены и работы художников, которые по сей день бережно хранятся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Среди блокадной хроники есть несколько кадров запечатлевших работу художника. Вячеслав Владимирович Пакулин - ленинградский художник все дни блокады провел в осажденном, голодном городе, и словно летописец фиксировал все, что видел.
Дарья Алексеева, зав. отделом по работе с посетителями Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Хотя он не любил писать до войны городские пейзажи, он волжанин, он родился в Рыбинске и больше предпочитал писать пейзажи с естественной природой, но война, блокада, бомбёжки поменяли акценты в его творчестве. Он понял, что город меняется, меняется каждый день, и начал максимально пристально всматриваться в улицы города».
В Нижнетагильском музее изобразительных искусств, хранится пейзаж, написанный в районе реки Мойки. Много снега, от картины веет холодом, но нет явно выраженных ужасов блокады, и только потом замечаешь обвалившиеся стены дома. Художник панически боялся бомбежек и обстрелов, но когда он писал свои пейзажи, страх исчезал.
Дарья Алексеева, зав. отделом по работе с посетителями Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Даже под бомбёжками он не отступал, не уходил со своего места, пока не закончит работу. И милиция даже обращалась в Ленинградское Отделение Союза художников, чтобы они призвали Пакулина к порядку, а горожане наоборот. Говорили, что таким образом он показывает пример мужества и стойкости».
С блокадным Ленинградом связана и коллекция Павла Голубятникова - одного из любимых учеников Кузьмы Петрова-Водкина.
Марина Агеева, директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«В один из моментов в мастерскую Павла Константиновича попала бомба, и все произведения, которые находились в штабелях, они были пробиты, осколком от первой до последней картины».
Сам художник остался в Ленинграде, он умер от голода и дистрофии в январе 1942 года. Жена и дети художника выбрались по «дороге жизни», забрав с собой творческое наследие Павла Голубятников – 28 картин и 40 листов графики. В эвакуации семью отправили в Нижний Тагил.
Марина Агеева, директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«20 с лишним работ именно были свёрнуты в рулон. Ну и чемодан с архивом, который позволил нам восстановить жизнь художника, его дневники. И в этих дневниках он, конечно, рассказывал о том, как они переживали блокаду, и это очень страшно читать, потому что заболел младший его сын Сивир, и Павел Константинович был болен. И врач, который сумел прийти к ним, сказал: «Вам надо спасать сына»».
Тагильские музейщики отреставрировали чудом выжившие картины. Первая выставка Павла Константиновича Голубятникова в Нижнем Тагиле состоялась в 1976 году. Музей издал монографию посвященную творчеству художника. В прошлом году она была переиздана. Также в коллекциях музея хранятся работы других художников блокадников - это и Михаил Павлович Крамской, который стал первым скульптором в Нижнем Тагиле, Соломон Бойм и Феликс Лемберский.