95.0262  104.8664

ГУЛАГ и куклы. Режиссер из Санкт-Петербурга инсценировал для тагильского зрителя отрывок из повести «Сахарный ребенок»

7 окт 2022
У Молодежного театра очередная премьера - режиссер из Санкт-Петербурга инсценировал для тагильского зрителя отрывок из повести «Сахарный ребенок». Книга о жизни маленькой девочки в ссылке с мамой в Киргизии в 1930-х. Эта история о том, как в нечеловеческих условиях сохранить внутренний стержень и вырастить из малыша достойного человека.

У маленькой Стеллы дружная семья, любящие папа и мама. Вот только с эпохой не повезло - середина 30-ых в молодом советском государстве. Первые пять лет жизни Стеллы были самые счастливые. В кармане папиного пальто всегда для нее припасено что-то вкусненькое, сказки перед сном, на день рождения большие коробки с бантами, а по ночам в ее спальне оживают игрушки. Но в одно утро весь мир разлетелся на тысячи осколков. Отца признали врагом народа и все, что от него осталось - коротенькое письмо со словами любви к дочери. Теперь у Стеллы есть лишь мама и страшное, неизвестное будущее.

«Нас привезли в еще строящийся лагерь, где собрали жён и детей врагов народа. Жилая зона здесь - это что-то вроде плетеного сарая без одной стены».

Историю о том, как маленькую девочку с мамой отправили в ссылку в Киргизию, по одноименной повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок» с артистами Нового молодежного театра ставит режиссер из Петербурга Ринат Кияков. Тема сложная и отчасти невыносимая, потому что больно, когда в детстве приходилось спать в яме, просить у Бога хлебушка и терпеть побои конвоиров за сорванный за колючей проволокой тюльпан. Но не говорить об этом тоже нельзя - такова история нашей страны.

Ринат Кияков, режиссер-постановщик Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : «Есть очень крутая мысль, что с детьми надо обязательно разговаривать на сложные темы. И сейчас такое время, и все говорят о том, что вот это поколение детей, оно изменит мир - ощущаются кардинальные изменения, отходит старый мир и приходит новый. И этим детям нужны взрослые и умные темы, и они на них неплохо реагируют, если это сделано зрелищно визуально».

Зрелищно - получилось. Это предметный театр - такой формат, чтобы снизить градус острой темы. Синтез драмы и кукольного мира. Синтез страшных деталей ГУЛага и детского взгляда на жизнь, когда запоминаешь только доброе и хорошее. В оформлении спектакля петербургская художница Анастасия Копылова взяла за основу реалии жизни заключенных: фанерные чемоданы, тряпичные ленточки с молитвами и стихами, зашитые в подкладку верхней одежды, бараки, перештопанные вещи; но переложила это в детскую, игрушечную оптику.

В спектакле «Сахарный ребенок» есть и фото заключенных, среди них, например, и режиссера Всеволода Мейерхольда, расстрелянного по 58-й статье.

Ксения Чернолуцкая, актриса
НОВЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР: «На самом деле все это очень страшно. Мы много смотрели материала по ГУЛагу, пересматривали документальные фильмы. Переносили этюдно эти документальные кусочки, и погружаться в это было очень тяжело».

Елена Агеева, актриса
НОВЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР: «Ринат сказал: «Мы работаем этюдно, но если у вас не получается - у меня все готово, я вас выстрою, правда, такое не очень».

Мы понимали, что такое не очень, и стали приносить этюды. Первые этюды были смешные, но они много дали по эмоциональному состоянию. У меня первый этюд был про то, как я упала в коровью лепешку». Спектакль режиссера Киякова - это не инсценировка всей повести «Сахарный ребенок», которую автор писала по биографии Стеллы Нудольской, а лишь небольшая ее часть. Это самый важный, по мнению Рината отрывок, где даже в лагере, в голой степи, в бесчеловечных условиях, мама девочки постаралась сохранить былое: стихи, сказки, разговоры обо всем на свете и самом важном. И когда Стелла спрашивает, не продали ли их в рабство, мама отвечает:

«Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

Ринат Кияков, режиссер-постановщик
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : «Я три раза переписывал инсценировку, потому что сначала я взял все главы, но потом понял, что это нереально... Мне кажется, это был удачный вариант - остановиться на начальных главах, на лагере. В этом есть мысль преодоления трудностей, в котором ребенок становится... как закалялась сталь - вот так я образно скажу. И вот на третий раз получилось».

Что получилось у постановочной группы из Санкт-Петербурга и артистов Нового Молодежного театра можно будет увидеть уже завтра. Премьеру, пока здание театра на ремонте, сыграют в здании администрации Дзержинского района. Следующий показ 21 октября в отеле «Демидов плаза».
Заказать обратный звонок
Задать вопрос