Пилотные проекты стартовали в двух цехах. Огромными механизмами, которые перемещают многотонные грузы, можно будет управлять, словно в компьютерной игре, джойстиками перед мониторами. И справится с этим один человек. Сразу скажем, сокращать работников не намерены, наоборот, надеются решить проблему с кадрами: машинистов кранов на производстве не хватает. А так еще и условия труда работников улучшат, эффективность цехов увеличат, повысят безопасность.
На открытом складе угля коксохимпроизводства ЕВРАЗ НТМК три главных помощника. Самый молодой из них - Гоша, работает с 2013 года. Гоша - это вот этот огромный кран, или правильнее - мостовой перегружатель. Он стоит в самом начале технологической цепочки: помогает перемещать кучи угля, в несколько раз выше человеческого роста, усреднять, то есть перемешивать уголь. Дальше из него приготовят шихту для коксования. Управляет процессом машинист перегружателя. Один из них - Рамиль Дашкин, работает по профессии 22 года. Каждую смену забираться по лестнице в кабину, расположенную на высоте 15-25 метров, для него дело обычное. Там он проводит свой 12-часовой рабочий день.
Рамиль Дашкин, машинист мостового перегружателя углеподготовительного цеха КХП ЕВРАЗ НТМК:
«Основной цикл моей работы - это принятие угля на склад, загрузка силосов, погрузка вагонов - в общем, весь технологический процесс. Любая работа тяжелая. Здесь как таковой физической нагрузки нет, морально устаешь, глаза, особенно ночью».
А еще вибрация, шум, запыленность - всё это вредные факторы. И работа на высоте опасна. Но уже со следующего года условия труда улучшатся. В углеподготовительном цехе - одном из первых - внедрятся дистанционное управление кранами. Модернизация ждет того Гошу и еще одного новичка - этот кран пока собирают. Управлять ими будут всё также машинисты, но не из кабины, а из специального пункта. Рабочее место, словно у киберспортсмена - мониторы, джойстики.
Игорь Воробьев, зам. начальника углеподготовительного цеха КХП ЕВРАЗ НТМК:
«Около 20-30 камер у него будет, поскольку кран большой - на все узлы, механизмы, машинный зал, моторное отделение, узлы передвижения и основные фронты разгрузки, погрузки угля подлежат видеонаблюдению. Плюс дублирование будет приборов безопасности - контроль перегруза, контроль нагрузок на кране и датчики положения крана. Чтобы исключить риски, минимизировать негативные последствия, было принято решение модульное помещение, в котором будет находиться машинист крана, как можно ближе установить к самим мостовым перегружателям. Если в первое время будут какие-то неопределенности, волнения по поводу управления краном, мы могли эти факторы исключить».
Волнуются машинисты пока лишь из-за того, что находясь в кабине крана, они привыкли чувствовать всё оборудование, что называется, руками, и считают, чтобы работать дистанционно, необходимо осваивать совершенно новые навыки. Обучаться готовы - интересно же попробовать себя на современном оборудовании. Планируется и организация экскурсий на предприятия, где дистанционное управление кранами уже внедрено. Подобные проекты реализованы на производственных площадках в Новокузнецке, Братске, Красноярске. Запуск на ЕВРАЗ НТМК намечен на 2023 год. Кроме Коксохима, краны с дистанционным управлением появятся и в колесобандажном цехе. Потратят на это 56 млн. рублей. И это только начало. В планах также модернизация 4 кранов на складе слябов и пяти в цехе прокатки широкополочных балок.