93.3581  103.6502

Владимиру Поткину на днях исполнилось бы 85 лет

25 янв 2023

Москва-Новосибирск-Нижний Тагил. Телемост, посвященный 85-летнему юбилею конструктора самой крутой боевой машины нашего времени - Т90, объединил его коллег, близких и... сибирских школьников. Тех, что сейчас учатся в той же школе, где когда-то учился Владимир Иванович Поткин. Возможно, когда-нибудь она будет носить его имя.

Т-90М «Прорыв» самый совершенный танк российской армии. Динамическая защита, 125-милимметровая пушка, современная система управления огнем. Улучшенная версия машины созданной в Нижнем Тагиле под руководством Владимира Ивановича Поткина. Он возглавлял УКБТМ с 1987 по 1999 год. На днях отцу-конструктору многих машин, и боевых и гражданских, исполнилось бы 85 лет. На этом фото Володя Поткин еще молодой курсант Ташкентского танкового училище. Как гласит семейная история, чтобы туда поступить, он проехал почти 3 тыс. километров на крыше поезда. А вот на школьных фото, что хранятся в музее 49-й Новосибирской школы, будущего конструктора уже вряд ли кто узнает. 

Ирина Турикова, директор школы №49 города Новосибирск:

« - Как говориться словами поэта: Учениками славится Россия, ученики приносят славу ей. Поэтому, одной из первых фотография Владимира Ивановича, вот на этом стенде. - То есть как он в детстве выглядел неизвестно? - Мы не сможем, школе 80 лет... У нас не осталось архивных данных того времени. И журнал, где будет написано - Володя Поткин и вот такие то отметки, мы не найдем. Его нет в природе».

В честь 85-летнего юбилея ученики школы приняли участие в телемосте «Нижний Тагил-Москва–Новосибирск» и даже подготовили доклад, посвященный главному конструктору. Данил Макаров - один из старшеклассников максимально углубился в тему. Побывал в Нижнем Тагиле, в танковом музее, утвердился в своем решении стать высококлассным инженером.  

Данил Макаров, учащийся школы №49 города Новосибирск: 

«После изучения биографии Владимира Ивановича, я очень удивился, какие люди учились и живут среди нас. Какие стержни, которые прославляют Россию».

От школьников, кстати, поступило предложение, возможно когда-нибудь Новосибирская школа №49 будет названа в честь Владимира Ивановича Поткина.    

Наталья Парамонова, внучка Владимира Поткина:

«Работа - это было, прежде всего, для него. Он туда вкладывал и душу, и все свои силы. И все свои знания полученные. Конечно нисколько не задумывался о своем здоровье. Если Луизе Васильевне удавалось его подлечить, записать на прием к врачу - это требовало огромных усилий. Так он времени абсолютно не находил».

Грохочущий и рычащий мир боевых машин стал для Владимира Ивановича Поткина делом всей жизни. Как вспоминает его коллега Владимир Затравкин - он признавал только два праздника - Новый год и День танкиста. А каждые испытания лично контролировал.

Валентин Затравкин, ветеран УКБТМ, в 90-е помощник Главного конструктора УКБТМ:

«Владимир Иванович по 12-14 часов на машине, где проходили испытания он проходил по тем маршрутам. Чтобы в нужный момент быть на том месте. У него был подобран экипаж в составе механика-водителя и электрика. И во время испытаний если происходили какие то выходы из строя узла или агрегата  - ребята были готовы выполнить все что требовалось. Он любил все пройти, все пропустить через свое нутро. Это было отличительной чертой Владимира Ивановича».

Игорь Баранов, ветеран УКБТМ, заместитель Главного конструктора по персоналу:

«Однажды я показал жене в магазине... Вот, видишь, говорю, стоит... Это мой главный конструктор. Жена говорит - знаешь, он производит впечатление очень порядочного человека. Ира, представь - он такой и есть».

Главной заслугой Владимира Поткина его коллеги называют контракт с Индией, который, как они подчеркивают, спас предприятие, да и танковую промышленность в тяжелые 90-е годы. В 97-м году новинку Уральского бюро транспортного машиностроения, танк Т-90 впервые представили – в Арабских эмиратах на выставке вооружения. Индия проявила интерес, но потенциальные заказчики потребовали доработать машину.  

Игорь Баранов, ветеран УКБТМ, заместитель Главного конструктора по персоналу:

«Они сказали вот, это нас устроит. Пожалуйста, через три года три танка нам на испытания. Какие три танка - вы посмотрите по срокам испытания - это годы. Владимир  Иванович, как обычно - Мы сделаем! Это была жуткая вещь. Это была не работа - это ад».

Какой прибор поставить, какой двигатель выбрать - все решалось на ходу.Т-90С прошел жесткие испытания в Индии, но Владимир Иванович этого уже не увидел.

Игорь Баранов, ветеран УКБТМ, заместитель Главного конструктора по персоналу:

«Он просто умер на рабочем месте, в кулаке нашли таблетку. Он знал... Врачи говорили надо срочно лечь. Отпралю танки - лягу. Не успел. В день когда самолеты поднялись в Индию. Мы хоронили его здесь. Это было... Вся Вагонка собралась». 

Т-90 не страшны ни водные преграды, ни перепады температуры. Созданная Поткиным боевая машина - танк, недавно вновь прошла модернизацию. Очередную партию Т-90М «Прорыв» УВЗ уже отправил по госзаказу для Минобороны.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос