91.2573  98.8267

Две картины из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника вернулись с реставрации

27 июл 2023

Две картины из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника вернулись с реставрации. Каждой - больше ста лет. И долгое время они хранились в непростых условиях - не в музее, а в храме: а там и перепады температур, и влажность повышенная. Всё это сказалось на состоянии полотен.

«Самое сложное - лицо вот этого мужчины. На его месте было отверстие, лицо полностью не сохранилось».

Картина «Снятие с креста» написана в 19 веке. Точнее, икона. Она украшала Входо-Иерусалимский собор. В 1920-х, после закрытия храма, была передана в музей. Очевидно, при демонтаже и случился разрыв полотна. В некоторых местах краска осыпалась, это уже время взяло свое. Из-за плохой сохранности, картина в музее ни разу не выставлялась. И вот спустя почти сто лет ее решили отреставрировать. 

Елена Сметанина, главный хранитель Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«Реставрировалась картина в два этапа. Ее реставрировали студенты Суриковского института, которые были у нас на практике. Они провели техническую реставрацию. В прошлом году мы отправили на второй этап реставрации -  это тонировка и придание завершенного вида. Реставрация проходила в Костромском филиале московского центра реставрации им. Грабаря».

Там над восстановлением трудились несколько месяцев. Фрагмент лица воссоздали по аналогу. Эта картина - упрощенная копия работы Питера Пауля Рубенса. И вот, как новая, вернулась с реставрации. Вместе с ней в филиале центра Грабаря работали еще над одной тагильской картиной. «Святой» написан раньше «Снятия с креста» - во второй половине 18 века. Авторы обеих картин неизвестны. 

Елена Сметанина, главный хранитель Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«Были утраты многочисленные красочного слоя особенно вот в этом районе, в центре. В районе лица и глаз была очень большая полоса. Глаза практически были утрачены, были только контуры. Художником-реставратором была проделана очень кропотливая работа. Буквально по миллиметру художник восстанавливает часть картины».

Сейчас картины вернулись в фондохранилище Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Вскоре их планируют показать посетителям. А на реставрацию уже отправили следующие два произведения живописи, и пять предметов керамики.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос