92.8622  103.4100

В Нижнетагильском музее ИЗО открылась выставка «Прелести бытия галантного века»

7 ноя 2023

В частной коллекции одной тагильской семьи хранится несколько десятков фарфоровых изделий. Сделаны они были мастерами европейских мануфактур в прошлом веке. В коллекции есть и редкий, «кружевной» фарфор. Теперь увидеть эти изделия можно в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Там открылась выставка «Прелести бытия галантного века».

Можно подумать - такую белую фигурку сделать проще, она без росписи. Но это не так. Белый матовый фарфор называют бисквитом, его не покрывают глазурью. А значит, материал должен быть без каких-либо дефектов. На других же изделиях небольшие трещинки можно прикрыть глазурью или росписью. А как вам эти статуэтки? Пышные дамские платья здесь тоже выполнены из фарфора, его так и называют «кружевной».

Елена Устинова, куратор выставки, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств:

«Создать легкость, воздушность из фарфоровой массы вообще-то сложновато, поэтому придумали следующее: хлопковую ткань, она такая как с дырочками, с ячеечками, брали. Пропитывали жидким фарфором, как густая сметана по консистенции. Когда это не совсем застыло, мастер начинал формировать вот эти сборочки».

Кружевной фарфор очень хрупкий, дотрагиваться до него не стоит, можно повредить. Поэтому и в коллекциях такие изделия редко встречаются - их сложно хранить и перемещать. Для выставки в Нижнетагильском музее изобразительных искусств эти фигурки предоставила тагильская семья. Какая - не разглашается. Известно лишь, что собирали их коллекционеры на протяжении 25 лет. В экспозиции 60 фарфоровых изделий, каждое бережно доставляли к витринам. Пожалуй, сложнее всего пришлось с подсвечником - больше 40 минут упаковывали.

Елена Устинова, куратор выставки, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств:

«Во все выступающие части нужно было вырезать соответствующей формы поролон. Потом всё это закрывалось сплошным поролоном, потом в пупырку - тот материал, который смягчает удары. Перевозка, конечно, очень сложная - ехали очень медленно. Для нас это гордость - что никаких дополнительных трещин на фарфоре не появилось».

На подготовку экспозиции потребовалось полтора месяца. По клеймам определили, на каких мануфактурах и в какое время сделали каждую фигурку. В основном, в витринах немецкий фарфор 20 века, есть несколько итальянских работ. Сделаны они по более ранним формам 18 века. Сюжеты композиций - это сцены галантного века. Изображены дамы и кавалеры, пастухи и пастушки, есть сцены музицирования, бесед и свиданий. Такие статуэтки с каретами - одни из самых сложных в исполнении и дорогих.

Елена Устинова, куратор выставки, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств:

«Кареты - это конечно признак роскоши. И в начале кареты были только для дам, поэтому тут кавалер встречает даму или дама в экипаже одна едет. Это не случайно, потому что считалось, что непристойно для кавалеров ездить в экипаже, они ездили только верхом, следуя за каретой».

Выставку фарфоровых изделий дополнили гравюрами - из той же семейной коллекции. И выполнены они в том же стиле.

Ксения Чиркова, зав. отделом учета музейных фондов Нижнетагильского музея изобразительных искусств:

«Интересно, что художники, скульпторы, которые работали на фарфоровых мануфактурах, использовали часто гравюры перед тем, как создавать композиции. Переводили, могли взять одну и ту же сцену, точь-в-точь перенести из двухмерного в трехмерный вариант».

Рассмотреть гравюры и, конечно, европейский фарфор, в том числе редкий, кружевной, можно до 21 января. Выставка открыта в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос