30 дек 2023
Новогодние праздники - это ожидание перемен, непременно к лучшему, а ещё время, когда накрывает ностальгия. Когда хочется украсить ёлку советскими, еще бабушкиными игрушками. Или достать семейные фотографии и вспомнить, например, зимние утренники в детском саду, я был Петрушкой, мама шила мне костюм и делала колпак из картона. Много снимков хранится в семейном архиве известного тагильского фотографа Бориса Рововых. Вот это, действительно, портал в прошлое, в заснеженный Тагил 70-х и 80-х годов.
Первый фотоаппарат, легендарный «Зоркий», Борис Рововых получил в подарок от мамы ещё подростком в 1950 году. Дорогую вещь мама и дядя купили на пособие, полученное за отца-фронтовика, погибшего в боях за Сталинград. И фотография стала делом всей жизни. Почётный металлург, изобретатель-рационализатор и при этом признанный мастер уникальных фотокадров. Сейчас дело отца продолжает сын, Сергей Рововых, в прошлом - анестезиолог реаниматолог, а ныне преподаватель медицинского колледжа.
Сергей Рововых: «В Тагиле, на работе... Везде не расставался с фотоаппаратом. Зарубежная поездка, командировка в Египет - везде снимал, улавливал интересные моменты. Вот оставил огромное наследие. С архивом сейчас я работаю, нахожу интересные вещи. Вот этот снимок он сделал в Египте конец 70-х - начало 80-х. Он там 3 года работал. А вот здесь вот у нас в Тагиле - обрезанные тополя. Такой же был снегопад, как сегодня, очень сильный. И вот эти припорошенные тополя напомнили ему египетские пальмы».
Закуржавевшие деревья и кусты во дворе, покрытые ледяной шубой конструкции на комбинате - большинство людей проходит мимо. А фотохудожник видит и сохраняет прекрасный момент. Зима в наследии Бориса Николаевича Рововых представлена и городскими пейзажами, и заснеженными опушками. А вот эта работа - занесённая снегом ёлочка - называется «Зайчик». Вот закутанные в шубы рыбаки на городском пруду. Если присмотреться, видно - набережной ещё нет. Берег усыпан частными домиками, а за ними новостройки и краны - тоже образ эпохи.
Сергей Рововых: «Каждый раз, когда я ещё ходил в школу, мы каждое воскресенье семьёй ходили на лыжах, и вот эта лыжная прогулка на Старателе. Интересный графический снимок. Он обошёл несколько выставок. Самое главное в фактуре деревьев - напоминающие рёбра, ещё что-то. Мне, как медику, это ближе».
Сейчас фотографы уповают на цветокоррекцию, на возможности техники. Старая фотогвардия минимальными средствами ухватывала суть сюжета. Пёс в автобусе словно требует билет у пассажиров. Бабушка идёт с вёдрами мимо ворот, за которыми давно нет дома. Так и называется снимок «Пока по воду ходила - дом уехал из Тагила».
Сергей Рововых: «Вот ещё один вид зимний - это снято из окон башенки на Лисьей горе. Тогда можно было спокойно подняться по винтовой лестнице. Вот такой передний план и задний план - заснеженный частный сектор».
Вот Старая Гальянка - неожиданно стройные ряды планировки. А вот и гуляния новогодние - катания на тройках и главная городская ёлка.
Сергей Рововых: «Вы посмотрите - сделано необычно. Внизу подсветка- это крыша автомобиля, и в крыше отражаются огни новогодней ёлки. Мы привыкли, что ёлку надо целиком, до звёздочки снимать. Здесь фрагмент, но это нисколько не играет против снимка».
Новогодних снимков в архиве Бориса Рововых немало. В кадр попали и городские ёлки, и дорогие сердцу моменты семейных праздников. Когда детьми фотографировались у ёлки, и интересно было узнать, что такое в фужерах у взрослых. А это сам Сергей Рововых поздравляет коллег по стоматологической больнице в качестве Деда Мороза. Как же здорово бывает всё это пересмотреть, ведь Нижний Тагил меняется с годами. В чём-то становится лучше, а что-то при этом теряется. Ценность фотографий в том, что они сохраняют моменты, которые ушли и уже не повторятся. Снежный Тагил, который мы сегодня увидели, существует только на старых фотографиях Бориса Рововых.