Колядовали в праздничные каникулы и в одном из залов Музея Изобразительных искусств. Там было разыграно целое кукольное представление для детей. Вертеп по-старинному. Сами куклы и ящик для декораций, одежда артистов и музыкальное сопровождение - все было точно таким, как три-четыре сотни лет назад, когда вертепы появились. Уже тогда в представлениях были свои хитрости и спецэффекты.
Колядки - обязательный атрибут Рождества, потому с них и начинается представление, причем благотворительное. Только раз и только сейчас, в канун Рождества, в одном из залов Музея Изобразительных искусств - старинный вертеп. Это разновидность кукольного театра из 17 века. В переносном ящике куклы разыгрывают историю о приходе на землю Спасителя.
Наталья Расторгуева, руководитель фольклорного коллектива «Счастье»:
«Сегодня мы будем показывать спектакль для особенных детей. У нас он сделан полностью по всем канонам Рождественского вертепа. Вплоть до урало-сибирской росписи на створках ящика вертепного. Куклы делала мастерица - Светлана Германовна Шкабара. Куклы тоже уникальные».
Сюжет библейский широко известен. Ирод, разгневанный тем, что родился новый Царь и что волхвы его обманули - приказывает уничтожить всех младенцев. Но в конце он будет наказан за жестокость.
Светлана Шкабара, мастер по куклам фольклорного коллектива «Тагильская слобода»:
«Они достаточно маленькие, они по канонам должны быть такими. Спектакль... он предполагался быть камерным. Показывали в доме, возили по домам - публики было немного. Поэтому все так близко, все такое миниатюрное».
Куклы сделаны из цветных лоскутов буквально на прутике. Иногда на одном прутике может быть несколько персонажей. Волхвы, например, всегда вместе и пастухи тоже.
Алина Исмагилова, участница фольклорного коллектива «Счастье»:
«Это очень интересно управлять куклами. Радует когда дети улыбаются, могут посмотреть как все происходит. Я думаю - это будет интересно».
Сабина Гасанова, участница фольклорного коллектива «Счастье»:
«Это два пастуха - Гаврила и Данила. Они, получается, ходят за ангелом. Я Гаврила - старший пастух, а Алина – она, получается, Данила, она говорит более детским голосом».
Управляют куклами через пазы на верхней сцене - где Спаситель в яслях, Мария и Иосиф. И на нижней, где представлен дворцовый зал царя Ирода.
Никита Расторгуев, участник фольклорного коллектива «Счастье»:
«Я за этим вертепом достаточно давно наблюдаю. У нас этот номер был достаточно давно, года два-три назад поставлен - другим просто составом. Я наблюдаю. Знаю, что надо делать и как это должно быть. Так что мне не особо составит труда сыграть свою роль. Играю я Ирода».
Кукла, изображающая Ирода, у Светланы Шкабары любимая. По сюжету в финале смерть срубает Ироду голову и его забирает черт. И вот тут пришлось поработать над спецэффектами.
Светлана Шкабара, мастер по куклам фольклорного коллектива «Тагильская слобода»:
«Вот такой механизм - в литературе он описывается, но чертежа нигде нет. Пришлось самой изобретать. Значит... смерть скашивает ему голову, артист нажимает и... сама голова падает».
Вертепы на библейские темы на Руси показывали вплоть до весенних ярмарок. А позже - тематика менялась. Темы становились острее, жизненней. У Светланы Шкабары есть мечта - показать когда-нибудь представление с Петрушкой. И если найдется такой острый на язык исполнитель - обязательно сделает и куклу, и спектакль.