В России завершилась Неделя памяти жертв Холокоста. Одним из финальных событий в Тагиле стал просмотр фильма «Война Анны». Тагильчанам его лично представил режиссер Алексей Федорченко и пообщался со зрителями.
Наверное, в детстве каждый из нас строил шалаш из подушек и одеял или залазил в шкаф, представляя, что это домик - такая милая детская забава. Но для главной героини фильма Алексея Федорченко маленькая печка в здании заброшенной школы стала убежищем и возможностью выжить. Войну глазами еврейской девочки, семья которой погибла во время массового расстрела, увидели тагильчане. Показ фильма «Война Анны» - одно из событий Неделе памяти жертв Холокоста.
Ирина Гуткина, директор Екатеринбургского еврейского культурного центра «Менора»:
«Это, как правило, цикл таких мероприятий, различные интересные проекты, фильмы, спектакли, которые рассказывают про Холокост, которые заставляют нас думать и помнить, которые помогают нам, наверное, задумываться, что сделать так, чтобы вот аналогичного варианта не случилось ни с какой национальностью».
В зале кинотеатра помимо студентов и педагогов тагильских колледжей, пожилые члены еврейской общины, некоторые из них - свидетели тех времён и событий. На встречу с ними приехал создатель фильма, режиссёр Алексей Федорченко.
«Замысел сюжета откуда родился? Достоверная это история или нет? Ну, вкратце. Потому что, ну, настолько жутко…».
Алексей Федорченко, режиссёр, продюсер:
«Сначала это была абстрактная задача снять фильм в замкнутом пространстве. Потом я в интернете нашёл короткую историю про девочку, которую звали Ада, которая пряталась в камине комендатуры на Полтавщине на оккупированной территории. Я ее запомнил. Я не верил, что можно снять такой фильм, потому что я не верил, что можно найти такую девочку. Но как-то я в фэйсбуке* увидел Марту Козлову. И я понял - у меня есть актриса. Я даже с ней не стал знакомиться пока, я начал писать сценарий».
(*деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) запрещена на территории России)
Марте Козловой на момент съёмок было всего 6 лет, но несмотря на это Алексей работал с ней как со взрослым человеком. Объяснял, что будет происходить в кадре, что для девочки любая жизнь за стенкой - это смерть.
Алексей Федорченко, режиссёр, продюсер:
«Сначала я ей рассказал ситуацию, контекст, что было про войну про Холокост какими-то простыми словами, она это все поняла, но каждый съёмочный день - это была игра. Игра на выживание. Это прятки такие - надо спрятаться, чтобы тебя никто не слышал, вести себя тихо».
« - Это я все пережил сам. - То, что вы видели на экране картины, ощущения вот тех переживаний схожи с теми, что испытывали вы, как ребёнок, который попал вот в это состояние? - Я чувствовал вот это дело, хотя был, допустим, не в оккупированной зоне, а в Советском союзе. И вот голод, холод - все это происходило в моей жизнь в плоть до 1942 года».
Ирина Гуткина, директор Екатеринбургского еврейского культурного центра «Менора»:
«Фильм «Война Анны» как раз тем и трогает, что эта история почти без слов, но ты понимаешь, что это реально. Что это вот сегодня, сейчас. Что это я могла бы, что это мой ребёнок мог бы быть там, это я могла соседом этим быть. В этом году прямо происходит история, когда для людей прямо открывается эта тема. Не про внешний мир и дружбу между людьми, а про внутреннее понимание, почему это нужно».
Фильм, получивший награды кинофестивалей, поселился и в душе тагильчан, а главное заставил задуматься о судьбах тех людей, которые переживали трагические события того времени и последствиях настоящего ада на земле.