Православные встретили главный церковный праздник - Пасху. Праздничный стол всю неделю будут украшать крашеные яйца, творожная пасха и, конечно же, куличи. Но мало кто догадывается, что привычная нам выпечка с глазированной шапочкой и сладкими посыпкам не всегда была такой. Куличи по дореволюционному рецепту сегодня приготовили в Православной гимназии.
Диана Адам, завуч Православной гимназии:
«Традиция у нас зародилась очень давно. Когда, начиная с 1 класса, мы начали с ребятками экспериментировать по старинным рецептам. Сначала это были рождественские печенья, а потом, ближе уже к Пасхе, мы начинали экспериментировать с рецептами дореволюционных блюд - это были куличи, которые еще наши прадеды использовали».
Рецептов таких дореволюционных куличей в книге «О здоровой и вкусной пище» больше 20, вот один из них, записывайте. В емкость, в которой уже есть 300 миллилитров теплого молока, добавьте 40 граммов дрожжей и полкило муки, перемешайте ингредиенты и оставьте опару в тепле на несколько часов. Когда она поднимется, добавьте соль, масло, 5 яичных желтков, стертых с сахаром и ванилином, взбитые в пену белки и еще столько же муки. Получившееся тесто накройте и вновь уберите в теплое место. Когда оно поднимется, вмешайте изюм, цукаты и миндаль, разложите по формам и в духовку. Через 40 минут румяный кулич будет готов.
Диана Адам, завуч Православной гимназии:
«Мы каждый год экспериментируем, заменяем какие-то ингредиенты. И, например, для детей в этом году мы делаем шоколадные куличи. Понятно, что в дореволюционной России шоколад был, но, например, какао было тоже в дефиците. Мы пробуем добавить какао, как осовремененный такой уже рецепт».
Свои куличи юные поворята из Православной гимназии тоже украшают, можно сказать, на современный лад - слой глазури или шоколада, сладкая посыпка сверху. Сложно представить, но еще 200 лет назад пасхальная выпечка выглядела совсем иначе. Вот она, на столе стоит, больше похожая на каравай. В древней Руси такой кулич назывался подовым и готовился либо на особом ярусе в печи, либо на противне. Более привычный для нас вид он приобрел лишь в 19 веке, взяв прообраз с «ромовой бабы».
иерей Климент Диденко, помощник духовника Православной гимназии:
«Традиция настолько живая, что людям хотелось бы тоже иметь дома, за своим столом этот хлеб. Дело в том, что этот хлеб-артос символизирует Христа, его присутствие за столом. Я думаю, что кулич, как такой атрибут, такая пища святая на Пасху - это на Святую седмицу может быть, хоть каждый день пеки его и делись с ближним. Это же все поводы, для того, чтобы встретиться, для того, чтобы пообщаться, для того, чтобы поздравить».
Обычай нарушать не стали, поэтому после мастер-класса гимназисты вместе с родителями и педагогами собрались за одним столом, чтоб продегустировать свои куличи. Кроме них, приготовили еще печенье, тоже по дореволюционному рецепту из поваренной книги. Каждое бережно упаковали в коробочку - символические подарки в течение пасхальной недели получит весь коллектив Православной гимназии.