Отец космического холода. Ровно 110 лет назад, 2 июля 1914 года, родился легендарный конструктор «Уралкриомаша». Мефодий Николаевич Веремьёв создал криогенную технику для космической программы Советского Союза, а затем и России. Цистерны и стартовые заправочные комплексы положили начало новой тагильской продукции, необходимой для полетов в космос. О его наследии вспоминают сегодня на предприятии его ученики - теперь уже сами ветераны.
«Ангара» взмывает в космос. Этого бы не было, не окажись в Тагиле в 1930-е годы 25-летний парень из Брянска. Именно ему суждено было «изобрести холод», стать отцом криогенной отрасли.
Сергей Деревков, журналист:
«Человек-легенда, главный по холоду, жёсткий начальник и влюбленный в свое дело один из творцов космической истории нашей страны. В этом доме жил Советский инженер, конструктор «Уралкриомаша» Мефодий Николаевич Веремьёв».
Веремьев окончил институт транспортного машиностроения и в 1939 году, после 8 лет учебы, поступил на Уралвагонзавод. Там занимался сначала разработкой многоосных вагонов. Но делом жизни для него стала криогеника. Впервые в стране он создал средства транспортировки жидкого кислорода и водорода. А системы заправки ракет, разработанные инженерами под его руководством, позволили советской космонавтике дотянуться до звезд.
Дмитрий Скоропупов, генеральный директор «Уралкриомаша»:
«В то время космонавтика только зарождалась и криогеника - это было что-то новое для всех, никто не понимал, как с этим жить, как работать. Не было ни понимания технологии сварки, ни использования материалов».
Одна из первых ласточек творческого коллектива - цистерна 8Г52. Создана по заданию Сергея Павловича Королева для заправки космической ракеты Р7. Эта ракета вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник, а потом и первый пилотируемый корабль с человеком на борту. Мефодий Веремьев по представлению Королева был удостоен Ленинской премии. Сегодня на «Уралкриомаше» торжественно отмечают 110летний юбилей отца-основателя предприятия. Среди ветеранов, что возлагают гвоздики к памятнику, есть и те, кто с полным правом могут считать себя его учениками. Владимир Федорович Суетин, например, свой диплом защищал перед комиссией, которую возглавлял Мефодий Николаевич Веремьев.
Владимир Суетин, пенсионер, ветеран «Уралкриомаша»:
«Он был прежде всего увлечен работой, был большим государственником. Нежданно-негаданно трудная работа приходила на Уралвагонзавод, за которую строго спрашивали. Но он о своем благополучии совершенно не заботился. Он был человек широкого полета, государственного. Сумел сформировать коллектив, создал школу. И в результате в Советском Союзе была создана новая отрасль - криогенное транспортное машиностроение».
До сей поры - подчеркивает ветеран - школа созданная Веремьевым живет и работает. Тагильскую продукцию отличает надежность, так повелось со времен Веремьева. Испытаниям Мефодий Николаевич уделял важнейшее значение. Как бы ни давили, ни торопили сверху - был готов повторять и перепроверять расчеты снова и снова.
Владимир Суетин, пенсионер, ветеран «Уралкриомаша»:
«Во первых не сорвалась ни одна работа. Я это твердо говорю. Наши изделия везде свою задачу выполнили. И второе. Не было аварий и катастроф с человеческими жертвами. Наши изделия они доказали свою надежность».
Еще одна традиция, заложенная Веремьевым - это постоянная забота о том, чтобы территория «Уралкриомаша» была зеленой. Дубки, что растут рядом с КБ, посажены при его непосредственном участии. И насаждения постоянно обновляются. Накануне дня рождения Мефодия Николаевича сотрудники высадили новую хвойную аллею.