100.2192  105.8090

Первый российский паровоз отмечает 190 лет со дня запуска

6 авг 2024

Сразу три юбилея, значимые для Тагила. 12 августа исполнился 20 лет историко-техническому музею Черепановых, со дня рождения Ефима Черепанова в этом году 250 лет, а чудо техники, созданное отцом и сыном, отмечает 190 лет со дня запуска. Речь, конечно же, о первом в России паровозе.

«В принципе, паровые машины были уже в Нижнетагильском заводском поселке и на Выйском медеплавильном заводе. То есть, к звуку, например, к их принципу работы многие заводские служащие, рабочие уже были привыкшие. Но то, что паровая машина движется, вот это, наверняка вызвало огромный шок»...

В тот день на Выйском поле было настоящее столпотворение. Сотни тагильчан вживую мечтали увидеть, как по чугунным колесопроводам проедет, невиданное на тот момент чудо техники – «сухопутный пароход». Тяжелые заводские ворота открылись, и, извергая искры из трубы, пароход медленно проехал вдоль онемевшей от страха толпы. Так очевидцы вспоминали запуск первого в России паровоза, изготовленного тагильскими умельцами Ефимом и Мироном Черепановыми. Было это в августе, 190 лет тому назад.

Алексей Чеченин, заведующий историко-технического музея «Дом Черепановых»:

«Первая модель была изготовлена в 1834 году, причем первая попытка была не очень удачная. То есть, была еще попытка, был еще паровоз, но у него паровой котел взорвался, соответственно, Черепановы переделывают этот паровоз, в 1834 году они его запускают. И менее чем через год, в 1835 запускают второй».

Уменьшенные в 10 раз макеты этих двух паровозов можно встретить в выставочных залах историко-технического музея, а вот приближенные практически к реальным размерам стоят на улице и уже много лет вносят путаницу. Некоторые тагильчане считают, что копия первого паровоза стоит на постаменте у музея-заповедника «Горнозаводской Урал», да и чугунная табличка, казалось бы, подтверждает это, но на самом же деле это уже усовершенствованная версия. Еще одно заблуждение - создателями данной машины являются отец и сын Черепановы, но на самом деле им помогал еще и племянник Ефима Черепанова Аммос.  

Алексей Чеченин, заведующий историко-технического музея «Дом Черепановых»:

« - Есть ли какие-то интересные факты, о которых мало кто знает о паровозах? - Паровозы Черепановых, в отличие от английских паровозов, на которые они похожи были довольно таки серьезно, они имели полный реверс, то есть, английские паровозы двигались только вперед в тот период времени, а черепановский паровоз он уже и вперед и назад мог двигаться с одинаковой скоростью».

В этом году юбилей не только у сухопутного парохода. 250 лет со дня рождения Ефима Черепанова. А еще 12 августа 20 лет исполнится самому историко-техническому музею.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос