Камерная выставка западной европейской гравюры XVIII века открылась в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». Интересно, что представленные на ней экспонаты из частного собрания крепостных художников заводчиков Демидовых.
Оригинал этой картины с поэтическим названием «Вода. Триумф Галатеи и Нептуна на море, в сопровождении кортежа нимф и тритонов» принадлежит кисти французского художника Луи де Булоня Младшего. Написана она была в середине 18 века, а полстолетия спустя, отпечатана в Венеции гравером Антонио Регоной. Получившийся офорт - один из разновидностей металлической гравюры, приобрел владелец Нижнетагильских заводов Николай Демидов и переслал своим крепостным мастерам лаковой живописи братьям Сидору и Василию Дубасниковым, для изучения мастерства живописи и копирования на тагильские подносы. Всего в те времена из Италии в Тагил было прислано более 30 офортов.
Марина Казакова, автор проекта, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:
«В музей они поступили в 64 году. Гравюры собирали мастера в начале 19 века и переданы были, вероятно, родственниками. Листы не были атрибутированы, их вытащили - не понятно какое содержание, кто автор, а в фонд мы должны их ставить, потому что у них есть номера основного фонда. Отсюда и пришло в голову - начали реставрировать. Начали листы получать свои фамилии именно гравёров, именно авторов и названия композиции».
До наших дней дошли 33 эстампа, выполненные мастерами Франции, Англии и Германии с картин выдающихся живописцев эпохи Просвещения. Практически все листы были в плачевном состоянии, но реставраторы Екатеринбургского музея изобразительных искусств смогли им дать «вторую жизнь».
Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств:
«Первое, что требует бумага - это ее промыть и все эти гравюры, они неоднократно погружались в воду и при этом ничего страшного с ними не происходило. И, затем, то, что требовалось большинству этих листов, это доставление утрат, потому что у каждого листа есть порывы, надрывы, есть просто утраченные куски самой бумаги. Подбирались из разных составов, такие, так скажем, жидкие составы, жидкие бумаги, которые доливаются в утраченные участки».
За четыре года удалось отреставрировать 18 эстампов. Увидеть их теперь можно на новой выставке, которая открылась в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал».
Ирина Матвеева, зам. директора по научной работе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:
«Значение данной коллекции заключается в том, что она презентует, еще раз нам рассказывает о том художественном наследии Демидовых, которое хранится в Нижнем Тагиле. Наряду с минералогическими коллекциями, наряду с заводской выставочной продукцией».
Валерий Суров, заместитель главы города по социальной политике администрации г. Нижнего Тагила:
«Это история. История нашего государства, а самое главное это история нашего с вами города. Слова благодарности, конечно же, сегодня работникам музея. И то, что они смогли сегодня сохранить в наших фондах, а у нас там с вами еще много чего есть, да? И я думаю, что мы много еще чего сможем увидеть на других выставках».
Большой музейный проект «Западноевропейская гравюра 18 века» посвящен сразу двум юбилейным датам - столетию краеведческого музея и 300-летию со дня рождения Никиты Акинфиевича Демидова. На закрытии этой выставке, в ноябре, сотрудники музея-заповедника презентуют еще и каталог, в который войдет уже информация о всей сохранившейся коллекции гравюр 18 века.