Историю молодого учёного и трагедию о любви юноши и девушки готовятся показать тагильчанам артисты театра кукол. Режиссер Петр Васильев, известный тагильчанам по спектаклю «Онегин», на большой сцене ставит с актёрами «Франкенштейна», а в малом зале моноспектакль «Ромео и Джульетта».
« - Не значит ли то, что научившись останавливать естественные процессы разложения, мы стали близки к тому, чтобы оживлять безжизненную материю? - Что вы имеете ввиду? - Согласно опытам профессора Гальвани, мы можем сообщать движения всему телу или отдельным его частям, тогда бы почему нам не пойти дальше?».
Этим вопросом на сцене Нижнетагильского театра кукол неоднократно задается главный герой одной из новых постановок петербуржца Петра Васильева – «Виктор Франкенштейн». Рассказать тагильчанам историю молодого учёного, наделённого большим талантом и с юности увлекающегося естественными науками, театральной труппе предложил сам режиссер. По его словам история, написанная в 1816 году 19-летней Мэри Шелли очень актуальна и сегодня, а еще, что не маловажно, способна заинтересовать самую сложную подростковую аудиторию.
Пётр Васильев, режиссёр г. Санкт-Петербург:
«Именно из-за того, что научный прогресс не стоит ни секунды на месте и людям, занимающимся наукой, исследованиями, всякой генной инженерией, работающим со стволовыми клетками, придумывающими всякие вакцины, вживляющим чипы в мозг всегда приходится сталкиваться с проблемами этики и морали, нравственности. Человеческий мозг... его возможности безграничны и технический прогресс двигает семимильными шагами сейчас, но иногда, наверное, следует останавливаться».
Артисты-кукольники рассказывают историю живым планом с помощью планшетных и теневых кукол и различных предметов. И если играть несколько ролей, управляя куклами здесь не в новинку, то перевоплощаться в абсолютно разных персонажей самостоятельно пока не просто. Роман Брилёв, например, должен появиться перед зрителями в ролях напыщенного Лорда Байрона, пожилого отца Виктора, не разделяющего его страсти к несерьезным на его взгляд занятиям, и старичка-профессора Вальдмана.
Роман Брилёв, артист Нижнетагильского театра кукол:
«Мне больше нравится на данный момент роль профессора Вальдмана. Все-таки она такая острохарактерная. Старичок - это прям моё, где можно подурачиться, да там есть момент юмора, конечно же, не только ужастик в этом спектакле, но и комедия тоже присутствует. Все считают, что монстр - это существо, которого создал Виктор Франкенштейн, но не понимают того, что монстр - это сам Виктор Франкенштейн, который решил покуситься на святое. Оживить мертвую материю».
«Две Лейденские банки дают нам необходимую для опыта искру. Результат - содрогание конечностей отделенных от туловища».
Никита Летников, артист Нижнетагильского театра кукол:
«Персонаж Виктор Франкенштейн мне интересен тем... Его психология, почему он это делает, почему он решился, через что он может переступить, что может сделать для своей цели. Ну, это вообще такое жизненное, не обязательно про Виктора, поэтому, наверное, это и понятно».
Сейчас артисты вместе с Петром Васильевым работают над вторым действием спектакля. В нем больше кукол, в нем и появится то самое существо, созданное Франкенштейном. Параллельно с репетициями в театре отстраивают свет и звук. Кстати, визуальное решение этой необычной истории придумала Алевтина Торик.
Алевтина Торик, художник-постановщик г. Санкт-Петербург:
«Я отталкивалась от того, что это очень красиво. Само время красивое и красивый антураж - пробирки, медицинские инструменты, можно свет сделать как в реанимации такой страшный - меня это вдохновляло. У нас очень хорошие мастерские, которые с нами сотрудничают уже много лет и поэтому они ничего не боятся, и мы не боимся придумывать».
Та же постановочная команда сейчас создает моноспектакль «Ромео и Джульетта». В этот материал сейчас сутками напролет погружена актриса Светлана Калашникова. Она управляет всеми куклами, а их более 30, поет, а также создает звукошумовую атмосферу спектакля.
Пётр Васильев, режиссёр г. Санкт-Петербург:
«Мы с композитором Натальей Высоких решили не писать музыку от и до, чтобы она не звучала постоянно, а использовать такой прибор, в который можно здесь и сейчас записать какой-то звук, и он, тут же записанный, проигрывается. А на этот звук наложить еще один звук, а на этот еще наложить голос, а на этот голос уже начать сверху напевать что-то и разговаривать. Вот так создается фактура».
Алевтина Торик, художник-постановщик г. Санкт-Петербург:
«Никакой современной обертки - это очень классическая история и для нас это очень ценно. У нас маленькие-маленькие куколки марионеточки и вот этот масштаб человеческой трагедии и любви лучше смотреть на расстоянии. Поэтому маленькие существа, которые любят, страдают, погибают, вызывают... Для меня это очень трогательно и щемяще. Тем кукольный театр и ценен, что мы смотрим на себя со стороны - какие мы хрупкие и нелепые часто бываем».
Сейчас цеха театра доделывают кукол и костюмы для актрисы Светланы Калашниковой и актеров, занятых в спектакле «Франкенштейн». Увидеть премьеру последнего можно будет уже 30 августа, а погрузится в камерную историю "Ромео и Джульетты" 1 сентября.