Для того чтобы извлечь звук не нужно даже касаться инструмента. Терменвокс - диковинный прибор. На нем не учат играть в музыкальной школе или консерватории, и в оркестрах его не встретить. Хотя это один из первых электронных музыкальных инструментов. 100 лет назад его изобрел петербуржец Лев Термен. А его правнук - Петр приехал в Тагил с концертом. В филармонии терменвокс звучал вместе с органом.
Кажется, голос оперного певца звучит вместе с органом. Иногда скрипка угадывается, или дудка. А всё это терменвокс. Исполнитель даже не касается инструмента. Музыка будто берется из воздуха. Никакой магии, просто законы физики.
Пётр Термен, терменвоксист, г. Москва:
«Вокруг правой и левой антенны находятся два электромагнитных поля. И поскольку наше тело проводит электричество, то когда рука приближается, она вмешивается в это поле и управляет параметрами звука. Правая управляет высотой звука: ближе - выше. И дальше – ниже».
Левая рука отвечает за громкость: если рука возле антенны, мы ничего не слышим. А когда поднимается, громкость растет. Можно сказать, терменвокс - это весь диапозон звуков на расстоянии вытянутой руки. Об этом исполнитель Петр Термен рассказывает на творческой встрече со слушателями. Сам он начал осваивать этот инструмент примерно в 19 лет, до этого учился играть на фортепиано, гитаре. Но гены есть гены - Петр правнук изобретателя терменвокса Льва Термена. Музыкант самостоятельно учился игре на нем, бабушка помогала, теперь учит других и дает концерты по всей стране.
Пётр Термен, терменвоксист, г. Москва:
«Очень часто кажется, что на терменвоксе играть легко. И абсолютно любое движение сразу породит музыкальный звук. На самом деле не совсем так. Если просто руками двигать, мы услышим больше такие шумовые, футуристические звуки».
А чтобы появилась музыка, нужно очень точно перемещать руки в пространстве. Любое лишнее движение - покачивание или глубокий вздох - всё это становится звуком.
Пётр Термен, терменвоксист, г. Москва:
«Терменвокс это такой немного дзен. В целом, когда учат на любом инструменте играть, этого требуют от музыканта. Допустим, пианист не должен внешне выражать эмоции, не должен делать лишних движений, он должен быть полностью сосредоточен на звуке. А терменвоксист он еще и вынужден это делать, потому что если он отвлечется, будет делать лишние движения, это повлияет на точность».
В Нижнем Тагиле Петр Термен дает концерт вместе с органисткой Натальей Ворониной. Программу подготовили разнообразную: от музыки барокко - Баха и Генделя до современных произведений. Исполнили и авторское произведение самого Петра Термена.
Пётр Термен, терменвоксист, г. Москва:
«Чаще всего терменвокс требует инструмента его сопровождающего. И с органом, на мой взгляд, это замечательное сочетание. Во-первых, потому что сама акустика пространства, в котором находится орган обыкновенно очень дружественная и терменвоксу тоже. Как у органа, у терменвокса, есть такая специфика, что может очень долго тянуться нота».
Наталья Воронина, органистка, Нижнетагильская филармония:
«Удалось как-то сразу найти контакт, ансамбль. Тем более мы уже работаем вместе второй раз. Звучание, исполнительская манера уже нам знакомы. Какие-то были сложные моменты, потому что инструменты в чем-то похожи, а в чем-то очень разные».
Этот концерт - первый в проекте «Орган плюс». Дальше тагильчан ждут дуэт духового гиганта и цимбал, скрипки и гобоя. А в январе у тагильского органа случится юбилей - ровно 10 лет назад он переехал к нам в город из Норвегии. Событие отметят концертом.