97.2300  105.2229

30 октября - День памяти жертв политических репрессий

31 окт 2024

Об этом надо помнить. Сегодня 30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. В Екатеринбурге на 12 километре Московского тракта, где создан музейно-мемориальный комплекс, в этот день всегда проходит акция памяти. Там до сих пор ведутся раскопки. По оценкам археологов, в обнаруженных захоронениях могут находиться тела порядка 2-х тысяч репрессированных. Тагильчане, для кого эти трагические страницы истории страны очень важны, тоже посещают мемориал.

Каждый год в конце октября Александр Кириллович обязательно старается приехать на 12 километр Московского тракта. Туда, где сейчас находится Мемориал жертв политических репрессий, монумент «Маски скорби» Эрнста Неизвестного, поклонный крест, а в 30-е годы прошлого века действовал расстрельный полигон НКВД. Посетить место памяти и скорби, где порядка 2 тысяч человек захоронено, председатель Нижнетагильской ассоциации жертв политических репрессий, считает своим святым долгом. Тех, кто помнит про страшные события истории, становится все меньше. 

Александр Лабутин, председатель Нижнетагильской ассоциации жертв политических репрессий:

«Уже в живых нету многих, каждый год уходят и уходят. В нашей организации осталась одна девяностолетняя вот она здесь Калиса Степановна, с палочками которая стоит».

Сейчас в организации человек 18 наберется, и все уже люди возрастные. А когда-то нижнетагильская ассоциация была многочисленной, несколько сотен человек, с горечью вспоминает Александр Кириллович. Он сам по-прежнему пытается сберечь память о таких людях, как его отец.

Александр Лабутин, председатель Нижнетагильской ассоциации жертв политических репрессий:

«Я у отца спрашиваю - ты что, враг народа, кулак? Он говорит - какой я, говорит, кулак. Я с утра до ночи работал на поле. Имел доход - семью кормил. А сосед посадит весной и до осени не заглядывает. А потом одна трава. И вот ему завидно. Анонимку написал - а тогда не разбирались».

В 1931 году из Курганской области всю семью, как кулаков переселили в Тагил. Жили сначала в бараках на Верхней Черемшанке. Выход в город был только с разрешения комендатуры.

Александр Лабутин, председатель Нижнетагильской ассоциации жертв политических репрессий:

«Комнатушка маленькая, даже меньше этой. Тут печка, тут кровать. Стол. Спать ложимся на полу. Зимой печку натопят, можно веником хлестать - жарко. А утром примерзаешь к полу».

Только в феврале 1947 отца реабилитировали. Семья дом построила на Голом Камне. Да и плотницкий труд отца в шахте - самоотверженный и честный - был отмечен.  

Александр Лабутин, председатель Нижнетагильской ассоциации жертв политических репрессий:

«Извините, мы неправильно поступили с вами. И вот этот репрессированный бывший работал плотником. И заработал Орден Трудового Красного знамени. Я говорю, обижаешься на советскую власть? Нет, сынок. Нельзя... Она мне пенсию дает. Люди нужны были в городе, специалисты. Только не так надо было поступать-то».

В альманахе, изданном Свердловской областной ассоциацией репрессированных Александр Лабутин так и написал: отец в селе не стал бы героем-орденоносцем, и он сам тоже не стал бы инженером-металлургом и почетным ветераном Нижнего Тагила, если бы не случившееся в 30-е годы. Но все-таки история горькая. Особенно обидно, считает Александр Кириллович, что в Тагиле нет мемориала, посвященного именно репрессированным. А ведь они оставили заметный след в истории Нижнего Тагила.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос