Зачем металлу на рентген, как проверяют шары на прочность, и зачем его рубят? Наша съемочная группа нашла ответы на эти вопросы, побывав в новом подразделении комбината, в научно-исследовательском центре ЕВРАЗ НТМК. В апреле он заработает в полную силу.
Замереть и не дышать! — говорят врачи в рентгеновском кабинете. Но в данном случае снимок делается не человеку, а кусочку металла. Проба взята от железнодорожного колеса. Рентгеновский дифрактометр позволяет исследовать его структурно-фазовый состав.
Ильяс Галимьянов, начальник исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра ЕВРАЗ НТМК:
«С помощью данного оборудования мы можем видеть именно структуру металла на нано-уровне и понимать, в каком направлении можно улучшать эксплуатационные свойства материалов».
Именно улучшения и являются задачей нового подразделения комбината, научно-исследовательского центра ЕВРАЗ НТМК. Требования потребителя выросли. Нужно создавать продукты нового качества.
Андрей Митрофанов, начальник научно-исследовательского центра ЕВРАЗ НТМК:
«Мы нацелены на перспективу, на долгосрочную - это создание новых продуктов. В перспективе 3−5, а в идеале до 15 лет».
Вот например - помольные шары, очень востребованная продукция комбината, и теперь одно из направлений работы научно-исследовательского центра. Они нужны чтобы размалывать руду, из которой потом выплавят цветные и черные металлы, с их помощью, например, алмазы отделяют от пустой породы. И, разумеется, чем тверже шары, тем дольше они служат, тем меньше их расход. Вот как исследуют их на твердость.
Артем Елизарьев, главный специалист по шаропрокатному производству научно-исследовательского центра ЕВРАЗ НТМК:
«Проба устанавливается. В компьютер заносится номер образца, партии и так далее. Выставляются точки, где это необходимо».
Плоский блинчик из помольного шара, словно монетку «на зубок», пробует твердомер. В каждой точке, а их на блинчике может быть множество, электроника определяет твердость металла. Также в центре исследуют характеристики металла колес, рельсов, бандажей и прочей продукции. Усилия в 57 Джоулей, хватило, чтобы брусок металла почти разорвался. Но не полностью. Это значит что металл достаточно вязкий.
Сергей Пузырев, зам. начальника научно-исследовательского центра ЕВРАЗ НТМК:
«Это испытание достаточно важное, которое определяет именно возможность материала сопротивляться хрупкому разрушению. То есть это очень важный параметр для рельсов, для железнодорожной техники. Это у нас нормируемый параметр, который отражен в ГОСТе. Он проводится как при комнатной температуре, так и при отрицательной температуре, - 60. Для этого у нас специально предназначена криокамера».
Комбинат приобрел современное лабораторное оборудование для проведения комплексных исследований. Из 17 устройств и приборов - 6 уже введены в эксплуатацию, остальные будут готовы к работе в апреле. Тогда же планируется официальное открытие научно-исследовательского центра. На его создание ЕВРАЗ направил более 400 млн. рублей.