1 фев 2020
Возьми камень и отсеки всё лишнее, говорил великий Микеланджело. Хитрость при работе, возражает тагильский художник-камнерез Виктор Васильев, как раз в том и заключается, чтобы лишнего не срезать. Сергей Деревков побывал в мастерской одного тагильского мастера, познакомился с художественным наследием другого и готов поделиться впечатлениями.
Виктор Васильев, член Международной Федерации художников:
«Можно, конечно, фрезой... Но, чтобы лишнего не убрать, я медленно, но вот таким способом делаю. Потом фрезой поправлять буду. Меньше смогу допустить ошибок».
Камни и металл всегда были в творческом наследии Урала, считает мастер, и задача сейчас сохранить мастерство работы с ними. В его творчестве уральские мотивы на первом месте. Например, каменную фигуру из композиции, над которой сейчас работает, одевает как раз как мастера Уральского Завода.
Виктор Васильев, член Международной Федерации художников:
«Вот у него, смотрите, это вот пояс... Месяца три буду делать эту фигурку. Это пластилин. Сам композиции леплю, подбираю материал, режу, ставлю металл».
Искусство камнереза и ювелира сейчас сложно разделить. Всё взаимосвязано, считает заслуженный деятель камнерезного искусства. В принципе, всё зависит от авторского замысла.
Виктор Васильев, член Международной Федерации художников:
«Если питерские делают, особенно цветы, - они у них верх совершенства. Материал подбирают. Техника ювелирная, особенная, эмали там применяют. Но это ювелирные украшения - это не живые цветы. Природа не так совершенна. Листочки загибаются, изломы есть. И мы её нормально, естественно воспринимаем».
Именно это и интересно в «каменных цветках» и «хрупких веточках», сделанных художником. Не сразу и поймешь, что они каменные.
Сколько света, например, в композиции «Одуванчики» Виктора Васильева. Она хранится сейчас в музее изобразительных искусств. И камень живой, и цветок живой. Виктор Михайлович, между прочим, член Международного Мемориального Фонда Карла Фаберже.
30 января в музее вспоминали ещё одного уральского мастера. Здесь прошла презентация каталога работ Ильи Таланцева. В детстве он занимался в художественной школе. И при этом посещал кружок геологов в клубе «Полюс». В его работах много анималистических мотивов - прекрасные рыбки, жуки. А вот гарнитур - он словно сделан из осенних листьев.
Лидия Хайдукова, хранитель коллекции декоративно прикладного искусства, Нижнетагильский музей изобразительных искусств:
«Вот, например, это произведение "Осеннее настроение" - колье, кольцо, серьги. Они экспонировались в Калининграде на Всероссийской выставке авторского ювелирного искусства. Уже после смерти автора. Оно получило диплом за продолжение традиций».
Украшения в виде насекомых похоже на технику фьюзинга, спекшегося стекла, но нет - это камни. Изюминка этих божьих коровок - маленькие кобошоны - гладкие круглые камушки над ровной поверхностью. Вообще, насекомые были одной из излюбленных тем автора.
Лидия Хайдукова, хранитель коллекции декоративно прикладного искусства, Нижнетагильский музей изобразительных искусств:
«Наряду с жуками у него была тема бабочек. Вот здесь у нас брошь. Бабочка - символ радости, счастья. И в христианстве - символ воскрешения души. Она такого большого размера. Переход от молочного кахалонга, к бирюзе, от бирюзы к синим агатам. В итоге такой нежный и романтический образ».
Ильи Таланцева не стало в 2013 году. Спустя три года его супруга подарила музею коллекцию его произведений из 21 предмета. Но в каталоге более 40, он включает в себя произведения из частных собраний.