29 апр 2020
Проект «Возрождение». Житель посёлка «Молодёжный» пытается создать мемориал в память о трудармейцах, советских немцах работавших и умиравших в годы войны в Нижнем Тагиле. Причём тагильчанин говорит, что делает это ещё и в память о своем деде - советском танкисте погибшем в самом конце войны в Берлине.
На снимке, как в песне, экипаж машины боевой. Кстати, фото с Дальнего Востока. А вот ещё танкист со своим сослуживцем. Историей деда Владимир Чукавин заинтересовался, когда в семейном архиве случайно нашёл эту бумагу. Отец в 50-ых поступал на оборонный завод, и проверяли на надёжность всю семью.
Владимир Чукавин:
«МГБ делало запрос в Башкирию по благонадежности, и вот прозвучали данные моего деда: год рождения, фамилия, имя, отчество. Я в интернете вышел на «Подвиг народа». Увидел, что он был в 63-ьей гвардейской танковой бригаде. Первый Украинский фронт».
В Подольском архиве тагильские поисковики отыскали наградные документы на дедовы ордена - Красной Звезды и Славы третьей степени. Сами награды для хранения в семье Владимир после долгой переписки так и не получил. Зато судьбу деда установил точно. Гвардии старший сержант Матвей Андреевич Чукавин погиб 30-го апреля 1945 года. Его часть вела бои в Берлине на Кайзер-аллее и Гюнтцер штрассе.
Владимир Чукавин:
«Бортовой номер танка у деда был 336. Мы его сделали на макете. Он полностью весь отснят. В боях за освобождение Берлина он погиб, возле Рейхсканцелярии - это мне хранитель музея в областном доме офицеров подсказал. Это у меня – портрет, я сделал для Бессмертного полка».
Место точного захоронения ни Российский, ни международный Красный крест сообщить не смогли. Через какое-то время из российского посольства пришло сообщение.
Владимир Чукавин:
«Сенат Берлина принял решение, что данные моего деда будут включены в списки захороненных в Трептов-парке, в Берлине - тем самым они увековечили имя моего деда. Пояснили, что я могу приехать, посетить место захоронения».
Но пока не пришлось. А вообще посетить место захоронения - это очень важно, считает Владимир Чукавин, потому и занимается уже несколько лет созданием мемориала в посёлке Молодёжный, где живёт. Некогда здесь было спецпоселение трудармейцев.
Владимир Чукавин:
«Это были советские немцы. Соотечественники наших родителей, дедов, но в силу того, что они были немцы, их сослали вот сюда. Они работали на заготовке леса, лес весь шёл через Салку по Рай-дороге. Дорога, по которой тянули лес, Рай-дорога называлась».
Это было одно из подразделений Тагиллага, подтверждает доктор исторических наук Виктор Кириллов. Это его тема. В 1942 году на Смычку прибыл эшелон - более трёх тысяч человек. Часть оставили в Нижнем Тагиле, другие работали в 20 километрах от города на заготовке леса для предприятий.
Виктор Кириллов, доктор исторических наук, профессор НТГСПИ /Ф/ РГППУ:
«Этот отряд должен был проложить лежневую дорогу - вывозить лес. Работа в лесу была очень тяжёлой и смертность была настолько высока, что к декабрю 1943 года отряд 18-75 был расформирован и слит с отрядом 18-74, который работал в самом городе Нижний Тагил. Затем 18-75 был снова создан. Продолжали работу в Каменке, Ясьве и других пунктах Тагиллага».
Владимир снял любительские кадры специально, чтобы доказать, что до места, где захоронены трудармейцы, вполне можно добраться. Там, по его мнению, нужно установить памятный знак, а не скромную самодельную табличку и крестик, как сейчас. Для этого захоронение должно стать объектом культурного наследия. Нужна государственная историко-культурная экспертиза. Добивается Владимир её уже несколько лет. А вот это макет будущего памятника в посёлке Молодёжный. В самом населённом пункте, говорит, ему выделили 12 соток для мемориала. И 11 месяцев на то, чтобы благоустроить территорию. Как это сможет сделать частник - вопрос риторический. Увековечить память этих людей, считает автор проект «Возрождение», задача государственная. В Победе, 75-летний юбилей которой вот-вот отпразднует страна, есть немалая заслуга советских немцев.