103.7908  108.8705

Проект «Телекона» «Память храню»: Дневники комсорга и настольная книга фронтовика

18 мая 2020
Ещё в начале весны мы в соцсетях обратились к зрителям и попросили рассказать, что в вашей семье напоминает о событиях 1941-1945 года. Акцию мы назвали «Память храню». Спасибо, что откликнулись. Вот вторая часть историй. 

«Выполнить вашу просьбу, Леонид Ильич, не зная фамилии, имени и отчества комсорга полка не представляется возможным» - такой ответ из военного комиссариата Армянской ССР пришёл в 80-х годах фронтовику, политруку Леониду Купцову. В конце Великой Отечественной к нему попали личные и военные дневники комсорга 1461 Житомирского самоходного артиллерийского полка.

Ариадна Корлюга, внучка Леонида Купцова:
«Видимо, тут он описывал как идёт бой, на русском языке здесь описаны команды, а всё остальное на армянском языке. То есть это был боевой комсорг, а дед у меня был политрук, и видать, ему как начальнику и старшему по званию, передали, чтобы найти куда их передать».

Попытки узнать, кому же именно принадлежали записи, и найти родственников Леонид Ильич не оставлял практически до конца жизни. Не стало его в 1999 году. Потом этим занялась внучка - Ариадна Корлюга. В 2018 оставив самостоятельные попытки женщина обратилась к поисковикам в «Соболь». В течение двух лет велась работа, и вот в преддверии 75-летия Великой Победы стало известно чьи же это дневники. Мелким почерком подробно расписывал ход боев Амаяк Налбандян - армянский поэт, публиковавшийся еще перед войной. Удалось найти и племянника Амаяка Григорьевича и двух его правнуков. У семьи Налбандян после землетрясения 1988 года не осталось никаких документов о фронтовике.

Ариадна Корлюга, внучка Леонида Купцова:
«Когда они узнали, что есть такое, конечно, очень обрадовались, потому что они очень чтят своих предков. Очень-очень хотят это всё прочитать, увидеть»

Поисковики планируют передать записи Амаяка Налбандяна родственникам после снятия всех ограничительных мер. И память о герое в их семье будут хранить не только в воспоминаниях.

О деде-фронтовике Алексее Безуглом память хранят тоже строчки военных событий, правда художественные - вот эта потертая книга «Василий Тёркин». Досталась она Алексею Семеновичу от брата в 70-х годах. Книга была для него настольной, есть и пометки, и закладки - рассказывают внучки Алексея Безуглова. Вообще дед не признавал никакие художественные произведения и фильмы, только документальные, а «Тёркина» любил.

Елена Дрокова, внучка Алексея Безуглова:
«Главный герой был чем-то похож на него. Он же был такой типичный. Советские люди были оптимисты, были люди простые и скромные. И дедушка наш такой же. И он тоже служил в пехоте и ему это было дорого».

Алексей Семенович прошёл всю войну: сражался на Орловско-Курской дуге, дважды был ранен, брал Кёнигсберг и Берлин. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», Орденами Красной Звезды и Славы III степени. Ушёл из жизни младший лейтенант, уже когда у него родились правнуки. В мае сёстры всегда открывают старые фотоальбомы и читают «Тёркина».

Первая часть - https://vk.com/telecontv?w=wall-64890847_20733
Заказать обратный звонок
Задать вопрос