102.2911  105.0893

Уличное искусство в Нижнем Тагиле разрастается и приобретает всё новые формы. Но где кончается искусство и начинается вандализм?

27 ноя 2020
Странная тенденция прослеживается: профессиональные художники рисуют на гаражах и хрущевках, а любители нечитаемых надписей самовыражаются прямо в центре - на памятниках архитектуры. Можно подумать, что это вовсе не хулиганство, а акционизм, гражданская позиция, да только горожане даже не читают эти надписи и посыла никакого в них не видят.

Современное прочтение женского образа эпохи Высокого Возрождения; отсылка к Санти и Да Винчи, элементы классицизма и черты западных тенденций граффити. Так новый арт-объект в Нижнем Тагиле охарактеризовали опытные искусствоведы. Портрет три на четыре метра заметно выделяется на фоне серых сооружений, ничем неприметного обычного двора в центре города. Автор работы - тагильский художник Илья Вьюгов.

Илья ВЬЮГОВ
уличный художник:
«Мурал называется "Плэй 2.0". Концепт, идея, которую он заключает, состоит в рассмотрении под другим углом, рассмотрении в новой плоскости, всего того накопленного опыта, что есть у человечества, за долгую жизнь общества».

Мурал, то есть фреска, один из видов граффити. Работы Ильи украшают фасады хрущевок, детских садов и даже воскресной школы при церкви в Нижнем Тагиле. Но есть на улицах города и другое творчество.

«Тэгинг», «Бомбинг», иероглифы, закорючки, записульки - этими и прочими невыскокопарными словами его характеризуют и искусствоведы, и простые обыватели. Эта уличная смесь бесконтрольно и со скоростью света расползается по городу, захватывая даже объекты культурного наследия - постройки 19 века, которых не так много, но именно они делают наш город особенным.

Надежда ГУНДЫРЕВА заместитель директора
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ:
«У меня всегда двоякое впечатление. Первое: то, что появляется граффити в различных частях нашего города, которые никак не соотносятся с художественной формой, художественной средой, с архитектурой - это вандализм. С другой стороны, вот смотрю я на улицу Ленина, и вот по поводу некоторых зданий, которые относятся к частным лицам, просто сердце кровью обливается. Это памятники архитектуры. И они находятся в таком состоянии…».

Так, может ,это не просто рисунки? А активистский вандализм! Целенаправленный, с четкой гражданской позицией и острым социальным подтесктом? Но тогда почему этот вид граффити распространяется на свежевыкрашенных колоннах, обновленных стенах цирка и важном информационном стенде театра кукол? Порой хулиганы, а в случае с порчей чужого имущества, законодатель именно так их и называет, посягают на творчество и других граффитистов. Заброшенную стену за музеем, расписанную скульптором и художником Александром Ивановым, тоже дополнили нечитаемыми надписями.

Александра ШЕМЯКИНА зав. отделом городской скульптуры
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ:
«Александр Иванович к ним обращается: «Зачем вы это сделали?» Они отвечают: «Это не твоя стена». Он говорит: «Это не моя стена, но у нас здесь проходят культурные события, культурные мероприятия, мы это специально сделали, чтобы было красиво». «Ну и что! Мы тоже имеем право самовыражения». Опять же, какое самовыражение? Ты хочешь показать свою душу? Ты хочешь показать то, что у тебя вот здесь?».

Надежда ГУНДЫРЕВА заместитель директора
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ:
«В городе, если ты представляешь себя именно вот так, то это должно считываться, как действительно что-то необходимое для тех зрителей, которые пройдут и посмотрят на это. А не просто, что я бросил эту фразу, вот знаете, я еще раз повторюсь, вот как мокрая тряпка в лицо – вот что хочешь с этим, то и делай».

В Нижнем Тагиле специально отведенных мест под граффити нет. Но в том же музее изобразительных искусств проходят фестивали уличного искусства. Музейщики рассказывают, что к ним любители тэгов не приходят, в мастер-классах приминают участие одни и те же, известные в городе художники.

Надежда ГУНДЫРЕВА заместитель директора
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ:
«Что главное все-таки? Процесс или то пятно, которое будет ласкать взор одного человека – что это сделал я. Знаете, как «Здесь был Вася». Баловство и высказывание, арт-высказывание – они не никак не состыкуются. Серьезный художник он не будет позволять себе этого, он будет искать другую форму и другие характеристики».

Большинство опрошенных нами горожан, в целом, к уличным рисункам относятся нейтрально и даже временами положительно. Но с оговоркой «если есть на что посмотреть». Но улавливают ли тагильчане посыл авторов тэгов?

- Вы замечаете на наших домах, на фасадах граффити и рисунки?
- Да.
- Как вы к этому относитесь?
- Ну, нейтрально.
- Вы считывайте в этом какой-то посыл, какой-то образ?
- Нет, просто рисунки. Какие-то красивые, какие-то не очень.
- Как вы к этому относитесь? Больше положительно, чем отрицательно. Если это действительно сделано профессионально и к месту, то почему бы и нет?
- Никакого посыла, я считаю, что это небережливость, это наплевательское отношение ко всему. Я - главный. Я хочу – нарисовал.
- Как бы ни пытался, не пойму. Слишком сложно.
- Для каждого есть свой смысл.
- Для кого для каждого?
- Для каждый личности.
- А я думаю, это самовыражение.
- Для вас это самовыражение о чем говорит? Вы какой-то посыл читаете в этом?
- Ну, в Тагиле нет.
- Может быть, это просто рисунки обычные. Мне нравятся, когда нарисовано что-то красивое, не просто что-то какая-то закорючка или подпись, а действительно нарисовано.

Вернемся к работе Ильи Вьюгова. Это частный заказ, рисунок выполнен на фасаде гаража по просьбе его владельца. Никита Черкасов - сотрудник пожарной охраны. Говорит, искусством граффити тоже давно увлекается, только лицезреет его на просторах интернета. Там он нашел Вьюгова и предоставил новое поле для деятельности.

Никита ЧЕРКАСОВ
владелец гаража:
«Изначально это было серое строение городское, сейчас оно приобретает какие-то краски, оно выделяется, люди на него смотрят. Я когда просто подхожу, элементарно за машиной стою, рядом смотрю, у меня уже так сказать сердцебиение учащается. Будет круто! Оно уже круто. Люди смотрят, люди фотографируются, идут мимо, показывают пальцем, говорят какие-то восхищения».

Рисунок Ильи еще не завершен. Работу над ним художник продолжит в декабре. К женскому лику, говорит автор, добавит еще музыкальную тему.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос