К-55 — советская атомная подводная лодка, с которой связан ряд знаменательных событий. Например, она первая в мире совершила долгий подлёдный переход с Северного флота на Тихоокеанский флот.
И именно в это время на подлодке проходил срочную службу тагильчанин. Об этой интересной странице жизни главного старшины в отставке Валерия Кузнецова нам в канун дня защитника Отечества сообщили его родные.
Валерий Кузнецов, главный старшина:
«Когда лодка в надводном положении шторм - лодка туда 45 наклон, сюда 45 наклон. И вверх, особенно в первом отсеке, метров 8 вверх и столько же в низ. Тридцать минут - и в гальюн».
Так вспоминает подводник, главный старшина Валерий Кузнецов первые дни в кронштадтской учебке. Но к штормам привык быстро. Паренек, только окончивший тагильское профтехучилище на машиниста-экскаваторщика, волею случая попавший на морфлот, и представить не мог, что защищать Родину он будет в дальних военных походах. В 68-м незадолго до советско-китайского пограничного конфликта на острове Даманский, атомную подлодку К-55 руководство перенаправило на Тихоокеанский флот.
Валерий Кузнецов, главный старшина:
«Чтобы там мы оказались и чтобы не идти вокруг Африки, были подплытия подо льды, а тут решили нас послать. И мы за 4 суток прошли подо льдом на глубине 180 метров и в Беринговом проливе только всплыли из Мурманска. Это впервые в мире наша лодка сделала».
И во время этой уникальной операции случилась другая уникальная операция.
Валерий Кузнецов, главный старшина:
«Был у нас рулевой матрос, у него аппендицит случился, и доктор капитан Шаповалов сделал ему операцию в подлодных условиях. А через неделю у него у самого случился аппендицит. И он сам себе операцию сделал. Ушел с подлодки он уже не капитаном, а майором медслужбы - подлодка задачу выполнила, наверх не поднялась».
Валерий вспоминает, что когда вынырнули в Беринговом проливе рядом с Аляской - к их подлодке направился было американский ледокол, но советский пограничный борт не дал этого сделать. После такого похода - дали отпуск. Вот тогда Валерий и женился. Его звали продолжить службу - уже сверхсрочно. Но он выбрал Тагил, семью и работу на Высокогорском ГОКе. Вырастил двоих детей, воспитывает четырех внуков, увлекается автомобилями - например, желтый ВАЗ 2103 в идеальном состоянии. Внимательно следит за техническим вооружением морского флота России. А еще говорит, служба и большая вода до сих пор снятся.