92.4074  103.1931

Московские студенты-реставраторы прошли практику в Нижнем Тагиле

20 июл 2021

Этим летом впервые в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» прошли практику студенты Московского государственного академического института имени Сурикова при российской академии художеств. Столичные гости занимались реставрацией тагильских картин. С такой инициативой на вуз вышли сами тагильские музейщики. Все, похоже, остались довольны.

Реставрировать картины из фондов музея-заповедника в Тагил впервые приехали московские студенты мастерской реставрации суриковского института. Семь человек, семь полотен, три недели кропотливой работы. Елизавета Фёдорова учится на четвёртом курсе. Окончила школу с художественным уклоном, два года специально готовилась к поступлению. В институте занимается реставрацией темперной и масляной живописи, но в дальнейшем, говорит, хочет восстанавливать именно масляную живопись. В Нижнетагильском музее ей такая возможность представилась.

Елизавета Фёдорова, студентка 4 курса МГАХИ им. Сурикова:

«Особенно у меня любимый процесс это тонировки, это когда уже живопись преображается, то есть это уже завершающий этап, и когда пред тобой прям она приобретает тот вид, который уже увидят люди. После реставрации и это такой магический момент».

Елизавета реставрировала произведение академической живописи ХIХ века. Когда начинала, боялась, что за три недели практики не успеет довести работу до конца, но все получилось. Остальные студенты полностью восстановили ещё три небольшие картины. Кроме этого они провели техническую реставрацию крупноформатных, так называемых, икон на холсте, выполненных демидовскими крепостными художниками. Техническая реставрация замедляет процесс разрушения картины.  

Максим Григоров, старший преподаватель МГАХИ им. Сурикова:

«Здесь уже происходит полноценное укрепление, укладка кракелюра, устранение устойчивых загрязнений, деформаций, подводится реставрационный грунт. Картины иногда дублируются, или подводятся к новой реставрационной кромке, и она натягивается на новый подрамник, либо на отреставрированный старый».

Но начинается работа реставратора с визуального осмотра. На основании найденных разрушений составляется реставрационный паспорт, где точно прописывается, в каком состоянии картина. Затем производится фото фиксация под косыми лучами света, так все деформации лучше видны. Реставрационное задание утверждается на реставрационном совете музея.

Максим Григоров, старший преподаватель МГАХИ им. Сурикова:

«Просто так вот что-то сделать от себя реставратор, как правило, не может, это всё обговаривается на реставрационном совете, это очень жёсткие регламентированные рамки».

Живописная реставрация длиннее технической. Этот процесс более тонкий. Реставратор работает с лаком и красочным покрытием, кисточкой точечными мазками восстанавливает элементы живописи.

Елена Сметанина, главный хранитель музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«Сделана работа в полном объеме. То есть перед реставрацией проводился реставрационный совет, было выдано задание, часть задания даже перевыполнена по реставрации. В целом я очень довольна их работой, ребята получили большой опыт, мы получили достаточно хороший результат».

Собственно инициаторами такой практики в Тагиле московских студентов-реставраторов стал сам музей-заповедник. Его представители связались с руководителем мастерской реставрации станковой живописи Московского государственного академического института имени Сурикова, искусствоведом Александром Козьминым, именно, благодаря ему практика стала возможной. Главный хранитель музея надеется, что первый визит московских студентов в Нижний Тагил будет далеко не последним.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос