93.2221  104.1735

В Нижнем Тагиле хотят восстановить агрегат 19 века, который работал от энергии воды

9 фев 2022

Индустриальный эксперимент на Старом Демидовском заводе. Там хотят восстановить агрегат 19 века, который работал от энергии воды. Километровые трубы и два огромных колеса по старинным технологиям должны воссоздать молодые инженеры ЕВРАЗ НТМК. В свободное время они вдруг стали реконструкторами.

И колесо, и отводной канал видно только по чертежам на полу, если хорошенько присмотреться. Это здание одного из корпусов Старого Демидовского завода. Сейчас оно пустует. А в середине 19 века весь цех занимала чудо-машина - штанговая - изобретение тагильского мастера Степана Козопасова. Представляла она собой два водяных колеса, у каждого - по водонапорной башне и штанги, которые тянулись более, чем на километр, - до Медного рудника. Штанги приводили в движение насосы, которые откачивали воду из шахт. В начале прошлого столетия механизм остановили, а сейчас в музее-заводе задумали индустриальный эксперимент - воссоздать штанговую машину.

Маргарита Кузовкова, зам. директора по сохранению индустриального наследия Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:  

«Мы попытаемся сделать в реальности объект один к одному. Такая задача - протянуть руку прошлому и креативностью инженеров 21 века воссоздать это всё, выпустить на публику, чтобы все поняли, какое индустриальное наследие, какая эмоция в нем сохраняется, как в реальности выглядит инженерная мысль». 

Главные помощники найдены, сейчас они знакомятся с документами. Это молодые инженеры ЕВРАЗ НТМК. Первое, что им предстоит сделать, - создать объемную модель всей машины. Для этого нужно разобраться с габаритами. В их распоряжении сейчас лишь эскизы, на которых размеры не отмечены вовсе. И статья, в которой по старинке длина, ширина и высота считаются в аршинах. 

Вячеслав Курочкин, председатель инженерного клуба, калибровщик крупносортного цеха ЕВРАЗ НТМК:

«Проект вполне реальный. Сам механизм очень простой, в те времена все равно не было таких технологий, которые мы имеем сейчас. Вполне реально его реализовать. Единственное, что сложность будет в дальнейшем при изготовлении. Необходимо будет не только использовать материалы тех времен, но и технологии соблюсти».

Воссоздать агрегат 19 века, понятно, будет непросто. Нужно вскрывать пол в этом цехе, чтобы добраться до тех самых водоподводящих каналов. Позже придется переделывать крышу - колеса сюда не влезут. Они диаметром по 12 метров, а высота крыши - чуть больше 10. Но для начала нужно получить разрешение на работу с объектом культурного наследия. Цель же - через два года представить работу машины в голограмме, а там и вживую. Для финансирования проекта подготовили заявки на гранты в фонд Потанина и Президентский фонд культурных инициатив.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос