93.2221  104.1735

В Нижний Тагил вернулась ещё одна судьба солдата

17 фев 2022

Ездят на раскопки, ведут архивную работу, и всё-таки поисковикам найти что-то о пропавших без вести солдатах трудно. Основное препятствие - у них просто нет доступа к базам данных. Зато есть у следственного комитета. Вот они и решили объединиться и сегодня вручили еще одну судьбу героя родственникам. Работают потомки солдата на Уралвагонзаводе, поэтому церемонию провели в музее бронетанковой техники.

«Это судьба солдата. Там все документы Комарова Егора Семеновича».

Вручают папку сыну бойца, Анатолию Комарову. А он рассказывает: помню, как мама писала отцу на фронт и обводила мою руку, тот отвечал «Береги Толю». Сам же Анатолий Комаров отца никогда не видел. Того забрали в армию за 2 месяца до рождения сына. А через год пришла похоронка. Больше ничего не было известно, да и эти случаи из детства Анатолию скорее родные рассказывали, вряд ли ребенок в год что-то запомнит на всю жизнь. А вот то, что ждали отца даже после похоронки, видел сам. 

Анатолий Комаров, сын:

«Его сестра, моя тетя его ждала до самой смерти, она умерла в 79-ом. И вот до 79-го выходила на дорогу, ждала его».

Знали о судьбе героя мало, но обязательно рассказывали детям. Восстановить боевой путь красноармейца решила внучка, но ей понадобилась помощь. 

Валентина Иванова, правнучка:

«Мы очень долго искали сами, в архиве пытались найти, по разным спискам я сама искала, но всё, что у нас было - это похоронка. И полтора года назад моя мама обратилась в поисковый отряд. С тех пор работа закипела. Огромное им спасибо. Собрали всю информацию. Теперь хотя бы землю мы можем подхоронить к его сестре, жене».

Поисковики отряда «Боевое братство» установили, что Егор Семенович после призыва несколько месяцев находился в запасном лыжном полку, а потом был отправлен на Калининский фронт, участвовал в первой и второй Ржевско-Сычевской операциях. А вот время и место гибели точно неизвестны. Данные разнятся - примерно декабрь 42-го - январь 43-го, Ржевский район. В похоронке, кстати, вообще был указан май. Расхождения поисковики объясняют тем, что во время боев документы заполняли не всегда правильно и не всегда вовремя. С той самой похоронкой тоже приключилась неприятная история. Примерно год назад в пожаре сгорел и документ, и единственный сохранившейся портрет деда. Фото уже не восстановить, а копию похоронки сегодня вручили родственникам. 

Павел Романов, старший инспектор Следственного управления СК РФ по Свердловской области:

«Мы провели архивную работу по изысканию тех документов, которые не смогли найти поисковики. У нас здесь, конечно, больше опыта, потому что следственный комитет найдет всё. Нас тронула причина. Причина достаточно тяжелая - полная утрата всех документов в результате пожара. Приятно видеть людей, которые озаботились в первую очередь не восстановлением материального, а восстановлением памяти о герое».

Поисковики и следственный комитет договорились сотрудничать и дальше. Пока «Боевому братству» удалось вернуть домой судьбы десяти бойцов, это за три года архивной работы. Совместные поиски, говорят, будут куда эффективнее.

Евгения Малинина, зам. командира Нижнетагильского отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство»:

«Многие сайты закрыты в архивах, для нас доступа нет. У следственного комитета есть такие полномочия. В этом их сила и очень большая помощь».

Летом поисковики «Боевого братства» собираются поехать в экспедицию в Тверскую область. В этот раз раскопки будут вести на месте боев 375 дивизии, которая в годы войны формировалась на Урале. Может получится найти останки тагильчан. И конечно, хотят добиться того, чтобы имя красноармейца Егора Комарова увековечили на мемориале памяти.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос