93.2221  104.1735

Началась Широкая масленица

4 мар 2022

Сегодня началась Широкая масленица - это последние четыре дня масленичной недели. В первые три хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналось настоящее веселье и Широкая Масленица. Как отмечали недельный праздник предшествующий Великому посту на Урале - рассказывают в Музее быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом».

На Базарной площади, что на месте нынешних Комсомольского и Пионерского скверов, устанавливали балаганчик с петрушечным театром, торговцы продавали квас и сбитень, музыканты играли и пели забавные куплеты - здесь проходило главное Масленичное веселье, а городские улицы: Александровская, Тагильская и Тагильский Криуль превращались в... каток. И вот на таких самодельных конёчках детвора и молодежь рассекали по дорогам, а малышей катали на санках-кошевенках. Так встречали Масленицу в Тагиле. И не только. Эти развлечения были во всех уездах. А вот, например, в нашем городе чучело практически никогда не жгли - это было больше распространено в аграрных регионах. И еще одна интересная традиция. Такое было лишь в наших краях. 

Антон Васенев, научный сотрудник этнографического комплекса Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«В Прощеное воскресенье, в последний день Масленицы, когда в 4 часа вечера на колокольнях тагильских храмов ударял колокол, означало это начало службы и начало Великого поста. В это время в Нижнем Тагиле в близлежащих селеньях Петрокаменском, Николопавловском существовал обычай вождения редьки. Редька - овощ, или делали чучело редьки - символ Великого поста. Редьку прицепляли к дуге вместо колокольчика или делали специальную перекладину».

Обо всех традициях гуляний рассказывается на мини-выставке «Как на масленой неделе...» в «Господском доме». Кстати она открылась впервые. А вот в соседнем здании - музее истории подносного промысла «Дом Худояровых» ежегодно проводят познавательные встречи Масленицы для школьников. Нынче в гостях первоклашки-гимназисты.

«Как на масленой неделе наши сани полетели! Ой-ли, ой-ли, ой-люли! Сани полетели!»

Здесь же уже больше о мифологической истории праздника, и конечно, с народными песнями и танцами рассказывают, как славянская богиня смерти Морана, которая отождествлялась с зимой, не хотела уступать богине весны, пахоты и сева, покровительнице брака и любви Ладе. И чтобы зазвать в свои края вторую было принято...

Светлана Перевозкина, заведующая этнографическим комплексом Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

« - Наряжать деревья, чтобы быстрее пришла весна. Наряжали разными цветными лоскутками, тканью, ленточками, все что яркое, привлекает внимание и символизирует приход весны, цветение. - Наряжали в своих домах или на центральных улицах города тоже? -  У своих домов в микрорайонах города и украшали».

А еще когда украшали холодное и безжизненное зимнее дерево обязательно загадывали желание о мире и счастье. Вот и гимназисты, пришедшие на праздник в музей истории подносного промысла, тоже загадали. 
Заказать обратный звонок
Задать вопрос