93.3581  103.6502

Тагил - космосу. Об уникальных разработках Уралкриомаша и людях, без труда которых ракеты не взлетают

13 апр 2022
Сегодня во всем мире отмечается День космонавтики. Наша страна осуществила прорыв к звездам, наши великие соотечественники-космонавты, ученые, конструкторы, рабочие, сделали первые шаги в покорении космоса. И без труда уральских инженеров, конструкторов, котельщиков, сварщиков и других мастеров спутники и ракеты в космос не поднялись бы. Предприятием Уралкриомаш может гордиться не только Тагил, но и вся Россия. Уникальные вагоны-цистерны, которые привозят сжиженный кислород для заправки ракет, начинают свой путь на космодромы Байконур, Плесецк, «Восточный» из нашего города.

Антон Петровский - один из тех, с кого начинается сложный путь к запуску космического корабля. Пришел на Уралкриомаш инженером-конструктором криогенных систем заправки в 2008 году, а уже спустя 6 лет был назначен руководителем отдела проектирования. Антон Петровский один из немногих, кто видел первый запуск ракеты-носителя «Союз» с космодрома «Восточный» 28 апреля 2016 года.

Антон Петровский, начальник отдела проектирования криогенных систем заправки
АО "УРАЛКРИОМАШ": «Испытывал восхищение, радость, гордость за то, что наша страна построила такой космодром на нашей территории. Он обеспечит выполнение задач, поставленных руководством нашей страны. Космодром высокотехнологичен, современное оборудование на нем смонтировано, и часть этого оборудования изготовлена на нашем предприятии».

Для первой очереди строительства космодрома «Восточный» в 2012 году уральские специалисты создали наземный заправочный комплекс для ракеты «Союз» под ключ: от конструкторской документации - до пуско-наладочных работ. Также на Уралкриомаше были разработаны вагоны-цистерны для перевозки аргона, азота и других газов. Теперь на «Восточном» возводят стартовую площадку для ракеты «Ангара», а тагильское предприятие продолжает выполнять федеральную космическую программу.

В марте заказчику отправили первую партию цистерн - 4 штуки, для перевозки жидкого кислорода - они нужны для заправки разгонного блока ракеты. Такие высокотехнологичные вагоны - результат четырехмесячного труда. Сначала это просто лист металла, из которого сворачивают огромный цилиндр. Затем несколько таких цилиндров сваривают между собой, получается уже труба. С боков привариваются крышки - и в дело вступают котельщики.

Дмитрий Епифанов проводит проверку будущей цистерны на герметичность, проходит аппаратом каждый шов, который сделал сварщик. Если где-то есть течь газа, даже самая микроскопическая, прибор немедленно подает сигнал.

Дмитрий Епифанов, котельщик
АО "УРАЛКРИОМАШ": «Метод обдува, мы обдуваем снаружи гелием. Есть еще метод такой - мы внутри создаем давление».

Следующий этап в сборке цистерны - соединение внутреннего цилиндра и внешнего, чтобы кислород при температуре минус 180 градусов мог храниться в этих спецвагонах порядка 100 суток. Материал, который используют для изоляции внутреннего сосуда, тоже запатентован на Уралкриомаше. Теперь почти готовая криогенная цистерна переходит в опытные руки Андрея Лыкова. Он соединяет внутренний сосуд и оболочку в одно целое. На Уралкриомаше Андрей трудится 9 лет.

Андрей Лыков, котельщик
АО "УРАЛКРИОМАШ": «Сейчас я производил зачистку наружной поверхности под установку накладок, чтоб сварщику было удобно варить».

Когда завершены все технические работы, вагон еще раз проверят на герметичность и отправят на покраску. Потом он поедет на заправку криогенными газами, и - на космодром. Вот эта - уже вторая партия - отправится на «Восточный» точно по графику.

Дмитрий Скоропупов, генеральный директор
АО "УРАЛКРИОМАШ" : «Мы, как маленькое, но гордое предприятие, я всегда так говорю с гордостью, большой вклад вносим именно в то, что без наших систем ни один ракетоноситель, ни один, повторюсь, не оторвется от Земли. Поэтому все системы заправки, спроектированные, разработанные и поставленные на космодромы - это дело рук Уралкриомаша».



Заказать обратный звонок
Задать вопрос