95.0262  104.8664

В Музее изобразительных искусств Нижнего Тагила открылась выставка «Уральская мода»

2 авг 2022

Как социокультурные обстоятельства и традиционные особенности влияли на внешний вид уральцев? Об этом - выставка «Уральская мода» в Музее изобразительных искусств. В витринах - женские повседневные «парочки», подвенечные платья, прогулочные наряды и аксессуары, которые на рубеже XIX и XX веков носили в наших краях. Эта экспозиция - подарок Свердловского областного краеведческого музея к 300-летию Нижнего Тагила.

Косоклинный сарафан и рубаха - так уральские женщины одевались и в праздники, и каждый день. Все обязательно домотканое, с вышивками ручной работы. К концу XIX века эти сарафаны из сундуков девушки достают все меньше, и все больше выходят из дома в современной, городской одежде. На выставке «Уральская мода» в Музее изобразительных искусств можно увидеть, какими были прогулочные, повседневные, вечерние, подвенечные платья и траурные вдовьи наряды на рубеже веков.

Ольга Махонина, куратор выставки «Уральская мода», главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея:

«Формирование уральской моды - процесс особенный. Это формирование уральской горнозаводской культуры. Здесь на Урале крестьяне были одновременно и рабочими - это их отличало от большинства других российских крестьян. Завод - не просто предприятие, это место вокруг которого крутится вся жизнь этого края».

С приезжавшими на заводы иностранцами и заграничными чиновниками на Урал стала проникать иностранная мода - вместо оверсайзных сарафанов, утонченные силуэты, талию неимоверно стягивают корсетами, а бедра при помощи юбок делают пышнее. Традиционные элементы все больше и больше вытесняются тенденциями из модных журналов. Повлияло на формирование облика уральцев и многонациональность местности - работать на демидовских заводах съезжались со всей России. Так к концу XIX века, становится популярна «парочка» - женский костюм из юбки и кофты, они могли быть разными по цвету, но обязательно из одинакового материала. «Парочка» стала и «рабочим» нарядом, и парадно-выходным.

Ольга Махонина, куратор выставки «Уральская мода», главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея:

«Парочка, возможно, она пришла с юга, потому что вы знаете что костюм казачек - приталенная кофточка и юбка. Так что возможно на это повлияла миграция с юга. Что касается цвета - следовали городской моде, что было можно, то и носили. Если говорить про поневный комплекс, то здесь по костюму можно узнать из какой деревни девушка, замужем она или нет, какое у нее социальное положение».

Экспонаты, представленные на выставке - кропотливо собирались сотрудниками областного краеведческого по местным деревням и селам. И костюмы уже выставлялись в Новосибирске, Елабуге, Керчи. Правда, в этих городах кураторы делали больший упор на этнографию, в тагильской версии «Уральской моды» - акцент на трансформации визуального образа.

Александр Емельянов, генеральный директор Свердловского областного краеведческого музея:

«Что еще ценного в этой выставке - она совместная, мне нравятся такие проекты больше всего. Здесь не только наши материалы, наши экспонаты, но и я вижу с какой любовью наши коллеги оформили выставку картинами из своих фондов, и это очень здорово, что мы можем делать такие проекты!»

Дмитрий Булатов, заместитель начальника управления культуры города Нижний Тагил:

«Сегодняшняя выставка она очень символична и необычна тем, что это подарок, один из подарков, Екатеринбурга к 300-летию Нижнего Тагила. Мы в свою очередь уже запланировали подобный подарок на следующий год. В следующем году в год 300-летия Екатеринбурга в залах Областного краеведческого музея появится проект Нижнетагильского музея изобразительных искусств».

Но День города пройдет, а выставка останется. В залах Нижнетагильского музея изобразительных искусств женские костюмы прошлого будут выставляться до октября.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос