92.4074  103.1931

В выходные железнодорожники отметят свой профессиональный праздник

4 авг 2023

От эпохи паровоза до современной «Ласточки». В выходные железнодорожники отметят свой профессиональный праздник. На станции Нижний Тагил праздничных поводов в этом году особенно много. РЖД исполняется 20 лет, Свердловской железной дороге - 145, столько же и станции в Тагиле. И даже паровоз на постаменте у вокзала отмечает круглую дату - 40 лет. В канун праздника Сергей Деревков прошелся по станции - и начал с неприметного здания XIX века, в котором, как оказалось, расположился целый музей.

Не каждый горожанин знает, где находится это здание XIX века. Совсем недалеко от железнодорожного вокзала Нижнего Тагила, среди строений депо расположен Музей истории Нижнетагильского региона Свердловской железной дороги.  

Сергей Деревков, журналист:

«Небольшой музей, наверное, самый юный в Нижнем Тагиле, ему всего пять лет. Но здесь хранится почти полуторавековая история Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги».

Таким рожком еще пару десятков лет назад - то есть в XXI веке - пользовались обходчики, чтобы при проблемах на пути дать сигнал опасности машинисту поезда. В ночное время использовали фонари, их тут целая коллекция, самые старые - свечные и керосиновые из позапрошлого века. А вот так выглядела охрана правопорядка на железной дороге в конце XIX начале XX века. Жандармский унтер и задержанный. Куклы в полный человеческий рост - авторская работа Светланы Резановой, президента Уральской ассоциации художников по куклам.    

Антонина Машковцева, ведущий методист отдела по сохранению исторического наследия Свердловской железной дороги:

«В девятнадцатом веке, вначале ХХ века до революции. Вместо линейных отделов милиции за порядком следили жандармы. Вот этот вот жандарм задержал этого человека, который ехал без билета, попрошайничал. Плохо себя вел, и поэтому его задержали и привели сюда в тюрьму».

Правда, тюрьмы в реальности в этом здании никогда не было. Заведение такого профиля располагалось с другой стороны станции. Но для полноты картины в цоколе воссоздали интерьер камеры. Для кукол климат оказался слишком сырой. Потому их и переселили. Зато посетители могут посидеть в камере и подумать о своем поведении. В экспозиции представлены и другие сотрудники железной дороги. В мундирах - инженеры Корпуса путей сообщения 19 века, машинист и служащая 20 столетия, а это проводница фирменного поезда «Малахит». На рубеже 20 и 21 века он ходил из Нижнего Тагила в Москву. Самый большой исторический памятник советского периода находится вне стен музея. Через пару дней исполнится ровно 40 лет, как паровоз-ветеран установлен у «городских ворот», между железнодорожным и автовокзалом.  

Антонина Машковцева, ведущий методист отдела по сохранению исторического наследия Свердловской железной дороги:

«Этот паровоз изготовлен на Коломенском заводе в 1961 году. Серийный номер П 32 - что означает «Победа», но железнодорожники любя, нарекли «Лебедянка». В 1983 году этот паровоз установили на постамент. А годом ранее было принято в городском исполкоме это решение. Для того чтобы установить его на постамент - работники Нижнетагильской дистанции пути работники депо проложили отдельную ветку и лебедками загнали его на постамент и для пущей важности из паровоза из трубы шел дым. Они бросили в топку зажженую телогрейку».

На кадрах кинохроники, сделанных Геннадием Ефимовичем Сунцовым, фото- и кино-летописцем тагильской железной дороги - момент восхождения паровоза на постамент представлен во всей красе. Обратите внимание, сколько народу собралось. Торжественный митинг 5 августа 1983 года открыл начальник Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги Михаил Петрович Шапошников. В 1992 году ему было присвоено знание Почетный Гражданин города. А его наследие - личные и служебные бумаги, сохраняются в фонде городского исторического архива. Несколько лет назад старый паровоз снова оказался полезен. Во время прохождения «Эшелона Победы» у локомотива случилась поломка. Деталь, экстренно снятая с памятника позволила ретро-поезду проследовать далее по маршруту. В этом году кроме своего профессионального праздника железнодорожники отмечают и два крупных юбилея. 20 лет компании РЖД и 145 лет Свердловской железной дороге. Станция Нижний Тагил ровесница дороги, поскольку возникла на первой ветке - Чусовская -Нижний Тагил - Екатеринбург - рассказывает Эльвира Черемных. Ей, впрочем по долгу службы приходится заниматься не прошлым, а железнодорожным настоящим. Таких специалистов как она называют движенцами.

Эльвира Черемных, начальник отдела по работе со станциями Нижнетагильского центра организации работы жд станций:

«Движенцы - это руководители всех подразделений. Движенцы осуществляют контроль и организацию безопасности движения. Открыть сигнал, задать поезду маршрут, направить путейца на неисправность. Он является связующим звеном во всей большой системе».

За время работы на разных станциях служить довелось. Нижний Тагил отличается тем, что это в первую очередь станция пассажирская. Лицо города и железнодорожного региона.    

Эльвира Черемных, начальник отдела по работе со станциями Нижнетагильского центра организации работы жд станций:

«Станция Нижний Тагил отправляет пассажирские и пригородные поезда в Екатеринбургском направлении до 16 пар. В сторону Смычки до 20 пар пригородных поездов. Две пары на алапаевский участок, пять пар на Качканарский участок. Пары, да. Это туда-обратно. 20 поездов в сторону Смычки, также со Смычки нам 20 поездов возвращается. Естественно Екатеринбург то же самое».

Через станцию проходят пассажирские поезда по направлениям Приобье, Новороссийск, Уфа, Москва. Пассажиропоток конечно меньше чем в Екатеринбурге, но сопоставим, например, с Пермью. Проходят и грузы: тарно-штучные, лесные, металлолом - добавляет начальник станции Константин Багаев.  

Константин Багаев, начальник станции Нижний Тагил Свердловской железной дороги:

«Планируется в ближайшее время рост погрузки до тысячи вагонов в месяц. За последнее время пассажиропоток, если брать последний год вырос в 2,5 раза. Данный результат мы достигли за счет введения электропоездов новых, новых направлений поехали мы на Бокситы, Качканар и Серов».

Речь идет, конечно, о скоростных и комфортных «Ласточках». Безопасность перевозок обеспечивается самыми современными системами видеонаблюдения, но и старый добрый рожок обходчика по-прежнему в ходу.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос