Работу, которую большая команда профессионалов создавала несколько лет, теперь могут увидеть и тагильчане. Краеведческая библиотека пополнилась удивительной книгой «Балинские Юрты». Она о том, как жили лет триста-четыреста назад, здесь, на Урале ханты - обские остяки и такое особое сословие мужиков, несущих ямскую повинность - по простому, ямщиков.
Если вы не знаете, как выглядит настоящее книжное сокровище, то придвигайтесь поближе к экрану. В Краеведческую библиотеку поступило новое ценное издание - монография «Балинские юрты. Культура обских остяков и русских ямщиков 17-го-19-го веков». О хантах и исполнителях ямской повинности на Руси рассказывает Максим Баранов в соавторстве с Георгием Визгаловым.
Любовь Кокшарова, главный библиограф Краеведческой библиотеки Музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:
«Тема коренных народов очень интересна в том плане, что сейчас их осталось достаточно небольшое количество, живут они на севере области в основном. А мы знаем прекрасно из истории Нижнего Тагила, что раньше они бытовали на наших территориях».
Балинские юрты – это хантыйское поселение, расположенное на зимнем пути, так называемого Самаровского яма — он связывал Европейскую Россию с городами Тобольского Севера. Книга погружает читателей в атмосферу того времени и визуально реконструирует жизнь трех- четырехвековой давности. В экспертный коллектив-монографию входит и Юрий Баранов - он занимался реконструкцией форм жилых строений по сведениям, которые были получены в ходе археологических раскопок.
Юрий Баранов, главный специалист Эко-индустриального технопарка «Старый демидовский завод»:
«Делают раскоп с запасом, снимают по 5 см, зарисовывают, что они увидели, фотографируют, следующие 5 см., и так пока не доберутся до, как его называют «материк», ну, там уже глина, то есть пока идет культурный слой - все время что-то проявляется. Работа заключается в изучении старинных чертежей, фотографий, на основании этого сначала закладываются чертежи будущей машины или здания и уже по этим чертежам в масштабе 1:1 строится та или иная компьютерная модель».
Для этого за монитором Юрий Михайлович проводит по 6-8 часов в день. Далее модель встраивается в окружающий ландшафт и для читателя создается иллюзия того, что объект действительно находится на местности. Чтобы выпустить такую книгу и провернуть подобное исследование, нужны годы скрупулезной работы специалистов самого разного профиля.
Маргарита Кузовкова, заместитель директора по индустриальному наследию, руководитель Эко-индустриального технопарка «Старый демидовский завод»:
«И самое важное в работе Юрия Михайловича то, что он сохраняет нематериальную культуру инженерную - это ту инженерную мысль, которая сегодня доходит до наших дней. Зачастую совершенно безликие чертежи, которые не содержат ни кинематику движения, ни харизму материалов, ни какой-то чувствительности к самой технологии, они были превращены Юрием Михайловичем вот в такие инженерные реконструкции».
Сейчас Юрий Баранов занимается еще одним глобальным проектом - восстанавливает штанговую машину Козопасова на Старом Демидовском заводе.
Маргарита Кузовкова, заместитель директора по индустриальному наследию, руководитель Эко-индустриального технопарка «Старый демидовский завод»:
«Это такая эмоция, когда фантазия вдруг становится реальностью и сегодня завод, объекты музея-заповедника заживут новой жизнью, уже с использованием вот этой цифровой технологии».