Нижний Тагил и дирижабли. Что их связывает? Промышленный край, родина легендарных танков. Но оказывается, Тагил мог стать и столицей дирижаблестроения. Потому что в послевоенные годы, в середине прошлого века здесь жил и работал удивительный человек Давид Бимбат, увлеченный воздухоплаванием. История об этом мало кому известна, но это пока. Телкомпания «Телекон» снимает кино о Бимбате. Это будет докудрама - документально-игровой фильм.
Как в любой выходной, в этом баре не протолкнуться. Люди пришли отдыхать. Но вместо музыки в программе сегодня стендап-лекция. Человек с микрофоном взялся рассказывать о неком Давиде Бимбате и о дирижаблях. А причем тут мы с вами? Оказывается, Бимбат грезил тем, чтобы Тагил стал столицей дирижаблестроения. И у него почти получилось.
«Эту историю мало кто знает в Нижнем Тагиле и в России. И мы очень хотим ее вытащить на свет и рассказать всем».
Поэтому Александр Мартиросов и решил снять об этом фильм. Это как раз съемки. Про Давида Бимбата режиссер узнал лет 10 назад.
Александр Мартиросов, режиссер:
«Мы занимались совершенно другим проектом. И записывали для того проекта совершенно удивительного, к сожалению, умершего уже дяденьку, который был в светлом уме и трезвой памяти и всё помнил в деталях про годы военные, послевоенные. И он, рассказывая о другом, упомянул, что был такой в Нижнем Тагиле в конце 50-х годов Давид Бимбат, который горел идеей дирижаблестроения».
Истории тогда записали, запись сохранили. Потом несколько лет ушло на сбор информации, изучение документов, поиск ответов. Удалось найти родственников Давида Бимбата - они поделились воспоминаниями, предоставили семейные архивы. Это документальная часть будущего фильма. А это игровая. Сцена в баре одна из самых сложных, потому что массовая - сразу 40 человек в кадре. Главный герой здесь лектор. Играет его Данил Зинеев.
Данил Зинеев, артист Нижнетагильского драматического театра:
«Он пытается шутить, пытается быть смешным и интересно донести эту информацию до людей, которые случайно оказались здесь. Он не попал в ногу со временем, и вообще никуда не попал. Он увлекается очень странной вещью - дирижабли. И из-за этого он как будто бы постоянно выпадает из реальности. И оказывается где-то не там, где надо. Есть такое слово, оно звучит в фильме - аутсайдер, без негативной коннотации».
Для Данила привычнее играть на сцене театра, а вот киношный опыт для него в новинку. Но как прочитал сценарий, заинтересовался историей про Бимбата. Потом были пробы, несколько месяцев подготовки и вот съемки.
Данил Зинеев:
«Я очень много чего-то волнуюсь, но тут вся команда такая, что тяжело сделать плохо, тебя направят, тебя поправят, тебя поставят, тебе помогут. Это тотально другая профессия, она ничего не имеет общего с театральным. В театре ты выходишь в начале спектакля, у тебя есть три часа, и ты за эти три часа не имеешь права облажаться. То здесь вы сняли 10 секунд, стоп, поменян свет. Вы можете в начале взять финал, отыграть финал, а потом снимаем начало. И ты такой - как это вообще».
А еще на съемках актер успел промокнуть под дождем. Сцену снимали в пасмурную погоду, только вот ливень был ненастоящий. Поливальная машина дорожников создавала погоду. А тут как будто в прошлое переместились. Это сцены исторической реконструкции - квартира словно из 50-х, лифт старинный, с решеткой. Костюмы, реквизит подбирала художник-постановщик Лидия Резник, везла их из Москвы.
Лидия Резник, художник-постановщик, г. Москва:
«У меня была идея таких образов, как некий каркас дирижабля и одновременно клетка. Это что-то, что, с одной стороны, является его повторяющейся, навязчивой идеей построить дирижабль. Но он всё это делает в стол. С другой, это некая клетка, которая держит его, он не может выбраться из этого замкнутого круга. Постепенно, по ходу съемок мы постоянно ловили то здесь, то там вот эти элементы клеток - то в свету в подъезде, то через дирижабль мы снимаем».
В Тагиле Лидия уже работала раньше над фильмом «Тагил 300». И команда, в общем-то, тогда была такой же: режиссер Александр Мартиросов, оператор Анатолий Тютин, он же отвечает за монтаж, композитор и звукорежиссер Алексей Салангин, продюсер Ирина Пудовкина. И закадровый голос в этом фильме тоже будет узнаваемый, звездный.
Александр Мартиросов, режиссер:
«Слова от первого лица, то есть слова Давида и его жены Фаины - это подлинные слова, несочиненные, взятые из их переписки, из их воспоминаний, из документов. Мужской голос - это Игорь Тарадайкин, русский голос Колина Ферта. За Фаню разговаривает в фильме Наталья Михайловна Казначеева, русский голос Шарлотты Рэмплинг, Анджелины Джоли».
Съемка в баре была всю ночь, потом еще целый день. Теперь уже можно сказать «Стоп, снято». Начался монтаж. Символично, что фильм «Бимбат. Жизнь над Землей» выйдет в год столетия Давида Бимбата. И все узнают, что Тагил мог бы быть не только городом танко-, но и дирижаблестроителей.