98.2236  105.7086

В Тагиле обнаружены и восстановлены венецианские гравюры 18 века

29 авг 2024

Разве можно себе представить, что в Тагиле - даже не городе, а в заводском поселке, в 19 веке семья крепостных владела коллекцией венецианской гравюры? А так и было. За два столетия оттиски утратили и первозданный вид, и имя автора. Безымянными они хранились в фондах музея-заповедника «Горнозаводской Урал» — пока несколько лет назад их не решили восстановить. И что оказалось? Часть венецианской серии гравюр настолько уникальна, что в России ее больше нет нигде. Только в Тагиле и в лучших мировых музеях.

Полуметровые гравюры на мифологические сюжеты. Ими сегодня любуются в музее Коррер в Венеции и... — в Нижнем Тагиле! Эта серия выполнена живописцем Якопом Гуараной во второй половине 18 века. Почти сразу она появилась в тагильском заводском поселке, владела ею семья крепостных рабочих.   

Марина Казакова, автор проекта, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«Напечатана она была в Венеции в 70-80-х годах, вероятно, небольшим тиражом. На сегодняшний день офорты, как и его рисунки достаточно редки. Аналогов в российских музеях этой серии нет».

Гуарана — венецианский художник, ученик великого Тьеполо. Российский двор заказывал ему декоративные композиции, плафоны — сейчас они хранятся в Императорских дворцах Санкт-Петербурга. Мифологическая серия гравюр иллюстрирует «Метаморфозы» Овидия. Эти гравюры Демидовы покупали в Италии и пересылали на Урал. Не для того, чтобы украсить ими стены заводоуправления или избы рабочих. Нет. Чтобы одаренные тагильские юноши учились по ним живописи. Ну и как в любой школе, на гравюры то краска масляная попадет, то жирные пятна останутся от рук, местами порывы. В общем, относились к ним не как к предметам искусства. Позже их выкупили крепостные художники Дубасниковы для своих мастерских.

Марина Казакова, автор проекта, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«Где-то Баритинские собирали, где-то Юсуповы были, а в Тагиле крепостные художники собирали коллекцию. Это было не меньше 80 листов. До нас дошло всего 33 листа. И все эти листы оказались второй половины-конца 18 века. Вот где Тагил, а где Венеция. Проходила здесь художественная жизнь на Урале в тесной связи с Заподноевропейским искусством».

В 1964 году гравюры, уже в плачевном состоянии, оказались в музее. Подписи к ним было не разобрать. Так и указали: неизвестный автор, и на многие годы забыли. А в 2020 эти полузатертые листы обнаружила в фондах научный сотрудник музея-заповедника Марина Казакова. Она решила попробовать их восстановить и атрибутировать. Когда гравюры очистили от грязи и укрепили, поняли, что это настоящее сокровище. Редчайшая серия.

Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств:

«Первое, что требует бумага - это ее промыть и все эти гравюры, они неоднократно погружались в воду и при этом ничего страшного с ними не происходило. И затем, то, что требовалось большинству этих листов, это доставление утрат, потому что у каждого листа есть порывы, надрывы, есть просто утраченные куски самой бумаги. Подбирались из разных составов, такие так скажем жидкие составы, жидкие бумаги, которые доливаются в утраченные участки».

Сейчас восстановлено 18 гравюр. Венецианская серия в коллекции Дубасниковых - это не только работы Якопо Гуараны. Есть еще гравюры Франческо дель Педро на сюжеты ведущих живописцев того времени из истории венецианской республики. И как раз эти гравюры крепостные художники купили первыми.

Марина Казакова, автор проекта, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«То, что эти серии были первыми приобретены, нам говорят владельческие надписи, которые имеются на этих листах, которые оставили мастера - Василий Дубасников. Номер один. Листов было 30, до нас дошло 5».

Сейчас в музее-заповеднике хотят отреставрировать и эту работу. А с остальными можно познакомиться на выставке Заподноевропейской гравюры 18 века. Представлена на ней не только венецианская школа, но еще французская и британская. Экспозиция будет открыта до ноября в выставочном зале музея «Горнозаводской Урал».

Заказать обратный звонок
Задать вопрос