Рассекреченные подробности леденящей кровь истории. Журналисты впервые увидели черно-белые фотографии, паспорта, планы местности, изъятые у фашистских диверсантов. В середине войны, в 1943 году, нацистские спецслужбы разработали план по подрыву уральской промышленности. Он получил название «Операция "Ульм"». Ее подробности были долгие годы засекречены.
Эти документы сотрудники свердловского регионального управления ФСБ впервые представляют журналистам. Тома уголовного дела, фальшивые паспорта и удостоверения, все они имеют отношение к операции 1944 года по заброске диверсантов в уральский тыл для подрыва работы местных оборонных заводов. Для диверсантов это задание оказалось билетом в один конец.
Алина Казанцева, официальный представитель УФСБ России по Свердловской области:
«В материалах уголовного дела сказано, что диверсанты, в случае успешного выполнения задания, должны будут подобрать подходящую площадку для посадки самолета и сообщить немцам, чтобы они их эвакуировали».
Тагильчанин Владимир Кашин как историк спецслужб в свое время опубликовал книгу, о том как проходила и чем закончилась эта операция немецких спецслужб. По плану «Ульм», в советском тылу, диверсанты из числа белоэмигрантов и военнопленных, подготовленных разведорганом «Цеппелин», должны были обесточить предприятия, где собирали танки Т-34, пушки и боеприпасы. А для этого надо было нанести удар по энергосетям.
Владимир Кашин, историк спецслужб, автор книги «Урал под прицелом. Операция Ульм»:
«На Урале был один из самых крупнейших металлургических комбинатов Европы. Это «Магнитка», которая обеспечила до 50% брони. Уральский танковый завод №183 в городе Нижнем Тагиле в 1943 году уже производил с нуля, стал производить до 600 танков в месяц, что позволяло каждый месяц Красной Армии получать по 20 танковых батальонов».
В ночь на 18 февраля 1944 года самолет выбросил диверсантов над заснеженной тайгой. Прыгая в темноту, они и не догадывались, что до заданной точки не долетели. Пилот сбился с курса и выбросил группу в Молотовской области - сейчас это Пермский край. Самые идейные из диверсантов, преданные фашистам, погибли при посадке. Например, белоэмигрант Юрий Марков повис на дереве и удавился в стропах парашюта. Командир группы 35-летний Игорь Тарасов, тоже «из бывших», ударился о землю и не мог ходить.
Владимир Кашин, историк спецслужб, автор книги «"Урал под прицелом. Операция Ульм»:
«Ноги он себе перебил, отморозил зимой, принял две дозы яда, но яд подействовал странным способом, как слабительное, поэтому, отмучившись, он к утру выстрелил из безотказного немецкого пистолета себе в голову».
Двое радистов при падении тоже расшиблись. Один застрелился, второго обмороженного нашли диверсанты. Оставшиеся в живых разбили лагерь, сделали палатки из парашютов и попытались выжить. Экипировку, припасы и часть оружия при высадке разбросало по тайге. Дошло до того, что им пришлось есть тела погибших. Эти жуткие подробности дела - сохранились в архиве спецслужб.
Алина Казанцева, официальный представитель УФСБ России по Свердловской области:
«Возвратившись в палатку, диверсанты обнаружили товарища, который покончил жизнь самоубийством, и приняли решение частично его употребить в пищу, с целью экономии найденных продуктов».
С трудом дожив до весны, оставшиеся трое диверсантов, смогли добраться до деревни Бисерово в Вятской области. Где и сдались местному участковому. Из трех выживших - двое, Николай Грищенко и Петр Андреев отсидели срок и вернулись к родным. Третий - Николай Стахов скончался в лагере от болезни. Спустя годы известный немецкий диверсант Отто Скорцени расскзывал, что операция «Ульм» изначально была обречена на провал.