12 фев 2021
О постановках по произведениям Тенесси Уильямса говорят, что они никогда не бывают проходными, их ждет либо триумф, либо полный провал. В Маленьком театре рискнули поставить «Трамвай "Желание"». И теперь в Тагиле есть два спектакля по этой пьесе - в большом и в маленьком. И это две совершенно разные истории. На фоне кутежа, разборок и разрухи в версии Маленького разворачивается противоборство иллюзорности поэзии и рутинной реальности, настоящая человеческая боль.
Эта история - о хрупкости поэзии. Как всегда лаконично говорит о своей новой постановке по пьесе «Трамвай "Желание"» режиссер Татьяна Захарова. Символом поэзии выступает Бланш в исполнении Анны Каратаевой. Вот она, утонченная, красивая, в ослепительно белом платье, словно свалившаяся с луны на землю - приезжает, как бы погостить к своей сестре.
Сестры обнимаются. Бланш: Ой, какая ты грязнулька! Стелла: Да Бланш… Бланш: Ну, у тебя же есть служанка... Стелла: Нет. Когда одна комната...
Когда одна комната, а людей трое… И все они разные. Посредственная, приземленная, но зато остепенившаяся Стелла, живет со своим мужем Стенли. Он обычный мужлан, работяга с окраин, продавец запчастей. Где-то вульгарный, дикий, временами жестокий.
Стелла показывает Бланш фотографию Стенли. Стелла: Та дам! Бланш с разочарованием: Офицер?
Подстраиваться под давно разорившуюся, манерную аристократку он явно не намерен. На фоне засаленных матрасов, разбросанных тряпок, журчащего унитаза, в атмосфере кутежа с выпивкой, женщинами и картами, эта троица бесконечно выясняет отношения.
Екатерина Колотыгина, актриса Маленького театра:
«Для меня Стелла - это такая мечущаяся девушка, которая не знает, что лучше - остаться с мужем или все-таки быть с сестрой, на чью сторону встать. Мне роль эта безумно нравится, мне кажется, это одна из самых любимых ролей, потому что она немножко такая сложная, и долго приходило понимание, как надо. То есть долго в репетиционном процессе искали. Очень много сложных сцен».
Как и любое великое произведение, а пьеса Теннеси Уильямса до сих пор входит в число самых исполняемых, это история не про бытовые разборки элиты, плебея и домохозяйки. Здесь и про судьбу южной аристократии, и про обреченность культуры перед лицом массы, и про непримиримость различных общественных слоев.
Аким Балуца, артист Маленького театра:
«Есть люди, даже вот предыдущий оратор сказал о том, что в самых низших слоях общества, в плане быдла, всё равно есть люди, которые могут быть честны, могут по-настоящему любить, но все-таки рангом они различаются».
Желание, нежность, страсть, боль, ненависть - цепляющие сцены обильно приправляются звуками - грохотом мчащегося в преисподнюю трамвая - символ разрушенной мечты, скрипом половиц - признаки поехавшего ума, боем колоколов - крайности добра и зла. Эмоции на пределе у всех.
Алина Лобанова, актриса Маленького театра:
«Это достаточно сложный спектакль, я бы сказала, что это один из самых сложных в нашем репертуаре. Он очень тяжелый и сложный, не только для зрителя, но и для каждого актера в целом. На каждого зрителя это окажет особое впечатление и мне кажется, что после этого никто не выйдет из зала таким же, каким он вошел сюда».
Спектакль играют в небольшом выставочном зале Дома Художника. Как и все постановки «Маленького Театра». Театр никем не финансируется, часть декораций сделана из подручных средств. Актеры порой сами шьют, мастерят, красят, встречают гостей, продают билеты, управляют звуком и светом. И если с реквизитом пока проблем нет, то рук театру не хватает. Там очень нужны свето- и звукорежиссеры. На волонтерской основе. Обещают всему научить.