Огромные башни с проводами, датчиками и коробочками вырастают на глазах у жителей Нижнего Тагила. Что это - внедрение в человеческий разум, источник жуткой радиации? Нет, обычные вышки сотовой связи. Для того, чтобы мы с вами могли комфортно общаться с помощью телефонов и гаджетов. Но так ли безопасны эти сооружения? И почему «опять никого не спросили»? Камила Мориак выясняла на примере самого резонансного столба в Тагиле.
Пожилая женщина:
«Кто выбрал это место? На каком основании? Чем они руководствовались? Какими расчетами? А че не у моего подъезда?»
Женщина:
«На уровне 30 метров здесь радиационное излучение, которое мешает нашему здоровью, здоровью наших детей».
Буквально за неделю во дворе на Вагонке (улица Зари, Дзержинский район) собрали 30-метровую интернет-вышку. Рядом с ней - жилые дома, магазины и корт. Корт, правда, давно уже развалился, но дети в нём нет-нет да бегают. Люди боятся потенциального излучения от вышки, недовольны, что их не спросили, им не нравится, что прямо в центре их привычного дворика воткнули огромный столб, на котором что-то болтается. Этот двор уже, конечно, ничем не испортить, но красоты эта конструкция точно не придает.
Жительница Вагонки:
«Мы против! Здесь гуляют наши дети! У нас огромное возмущение! Мы будем сидеть, и смотреть на эту вышку, дети будут здесь лазить. Здесь сидят наши бабушки, дедушки, пенсионеры».
С другой стороны, недовольных плохим сигналом интернета или сотовой связи тоже много. А установленное оборудование позволяет улучшить его качество. Поэтому вышки растут в городе как грибы. Только на Кургане Памяти (на той же самой Вагонке) таких аж четыре штуки. Нам говорят, это никакое не новшество, просто раньше базовые станции размещали на крышах, теперь - на мачтах.
Игорь Тибилов, начальник отдела надзора по радиационной гигиене Роспотребнадзора по Свердловской области:
«Почему стали на них размещать, можно только догадываться - видимо, операторам нужно конкретное место, и в этом месте возможно нету дома, а с другой стороны, оператор никаким местом не связан с жителями, то есть не нужно с управляющей компанией какие-то вопросы решать, не страдает кровля зданий, если потенциально она может потечь».
Да и данная железобетонная опора не является объектом капитального строительства. Это сборно-разборная конструкция. А значит, не требует специального разрешения от архитектуры. В мэрии на наш запрос ответили, что собственник мачты установил её на земле, которая принадлежит другому собственнику. Кстати, у опоры и у базовой станции - разные владельцы. Подрядная организация строит вышку, а затем сдает на ней места под базовые станции мобильным операторам. То есть, сам по себе столб, с жителями соседних домов никто и не обязан согласовывать.
А вот запуск передатчиков на вышке возможен только после согласования с Роспотребнадзором, так как любой передающий радиотехнический объект формируют электромагнитное излучение.
Екатерина Шмакова, ассистент кафедры гигиены и профессиональных болезней Уральского государственного медицинского университета:
«Если на постоянной основе находиться в поле электро-магнитного излучения. Тогда да, у человека могут проявляться из клинических проявлений: раздражительность, утомляемость, нарушение сна, какая-то общая напряженность или депрессивное состояние. Но опять же я повторю, если прям вот на постоянной основе он будет находиться возле электронной вышки».
Игорь Тибилов, начальник отдела надзора по радиационной гигиене Роспотребнадзора по Свердловской области:
«Собственник вот этого оборудования разрабатывает проектную документацию, суть этой проектной документации следующая - то есть подвесить оборудование и разместить его таким образом, чтобы существующие здания и сооружения, которые находятся в непосредственной близости, не попадали в так называемые зоны, их две эти зоны».
Первая зона - санитарно-защитная. В соответствии с СанПин, это территория на высоте двух метров, которая распространяется горизонтально от антенны до точки, где нет предельно-допустимых уровней. Вторая - зона ограничения застройки. На практике антенны базовых станций на территории Свердловской области располагаются на высотах от 15 до 30 метров. Высота самого высокого жилого дома у вышки на Зари - 17 метров.
Игорь Тибилов, начальник отдела надзора по радиационной гигиене Роспотребнадзора по Свердловской области:
«Первая базовая станция, о которой меня спросили - которой проект согласован, санэпидзаключение выдано, это базовая станция города Нижний Тагил, Зари, рядом стоит столб связи «ГПБ Мобайл» высотой 30 метров. Когда «ГПБ Мобайл» строит башню 30 метров, он заранее может поднять оборудование выше этих домов, да, и тем самым разместить это оборудование так, чтобы дома не попали вот в эту зону ограничения застройки, чтобы зона ограничения застройки была над домами».
Все санитарно-эпидемиологические заключения Роспотребнадзора можно найти на официальном сайте ведомства, в специальном реестре. Проверяем нашу вышку. Заходим в раздел «Реестры Роспотребнадзора»: http://fp.crc.ru/. Находим графу «Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию», нажимаем на поиск. В поле «Проектная документация» набираем адрес: Нижний Тагил, Зари 36А. И видим: Проектная документация этой вышки СООТВЕТСТВУЕТ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Всего за 2020 год в Свердловской области было зарегистрировано порядка 112 жалоб жителей. По результатам измерений было установлено, что уровни электромагнитного поля в 100% случаев не превышали гигиенические нормативы. Если граждане считают, что при строительстве мачт с базовыми станциями требования не соблюдаются, они могут обратиться за экспертизой независимых лабораторий и в суд.