За четыре дня работы форума музейщики из семи стран, потомки рода Демидовых подписали меморандум о создании Ассоциации демидовских музеев, а также единого электронного пространства по их коллекциям. Участники ассамблеи обсудили научно-исследовательские проекты, связанные с наследием Демидовых в собраниях Третьяковки, Русского музея, в музеях Крыма и в галереях Европы; совершили поездки по демидовским местам Тагила, Невьянска и Черноисточинска. А еще познакомились с работой действующих металлургических производств.
Хотели увидеть как «горят мартеновские печи» и очень удивились, узнав, что это - давно в прошлом. На ЕВРАЗ НТМК принимают участников 11 международной Демидовской Ассамблеи. И с гордостью показывают новое, куда более экологичное производство. 7-ую домну специалисты называют самой «чистой» в металлургии.
Константин Миронов, начальник доменного цеха ЕВРАЗ НТМК:
«Доменное производство это всегда грязно - так считалось. Наша задача сделать - чтобы наше поколение не считало так. Поэтому здесь применили систему нарукавных фильтров. Аспирационная система с помощью нарукавных фильтров – во-первых очистка до 20 миллиграмм. Это проектная была. Плюс мы установили так называемый зонт над желобом, чтобы большие выбросы максимально захватывать. Зонт разрабатывали сами сотрудники доменного совместно с проектантами».
В завершающий день Демидовской Ассамблеи участников форума знакомят с действующими градообразующими предприятиями. Среди делегатов в основном музейные работники, так что картина литейного двора доменной печи для большинства в новинку.
Екатерина Иконникова, научный сотрудник Российской государственной художественной галереи, город Севастополь:
«Я впервые вообще в вашей местности, на Урале, тем более на металлургическом производстве. Это очень впечатляет. Я видела производство вина, шампанского - а металла никогда. Я никогда не видела такой мощи, дух захватывает».
Ижорские заводы под Санкт Петербургом - могучие, но домна это нечто особенное, отмечает Наталья Дементьева, в прошлом директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга и министр культуры России. Что касается Ассамблеи - она - считает - чрезвычайно полезна.
Наталья Дементьева, участница XI Международной Демидовской Ассамблеи:
«Важнейшее мероприятие для всех малых музеев, которое поддерживают историю Демидовского рода. Они съехались отовсюду. Поняли, что есть центр, а они часть этого великого дерева - это было гениально собрать всех в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, Невьянске».
Продолжили удивлять гостей в музейно-выставочном центре комбината. Особое впечатление произвели коллекция тагильских подносов с типажами уроженцев разных уголков России, осваивавших уральские земли. Очень понравились действующие макеты. Музейщики комбината постарались представить коллегам историю города и завода во всех деталях. И заслужили высокую оценку.
Ирина Куцепалова, директор музея «Демидов-центр», город Ревда:
«На высшем уровне. Приятно заходить в залы, и очень хорошо устроена экспозиция. Приятно было посмотреть на мартеновское производство, доменное производство, прокатное производство - очень интересно. Все засняла на видео».
Ольга Родина, директор Музейно-выставочного центра Центра культуры и искусств НТМК:
«Когда общаешься с коллегами, обязательно что-то узнаешь новое, и очень хочется поделиться тем, что у тебя уже наработано, а поскольку музеи именно те, что занимаются Демидовским наследием, а история нашего города начинается именно с Демидова - мы нашли много точек соприкосновения, поделились контактами, чтобы можно было общаться».
Специально в честь Демидовской Ассамблеи в музейно-выставочном центре подготовили выставку «Связь времен» - картины и скульптура «Три поколения Демидовых» были впервые представлены посетителям.