93.2221  104.1735

Тагильские умельцы-камнерезы - Маточкины

27 янв 2022

2022 год - год народного искусства и культурного наследия России. И мы продолжаем серию репортажей о мастерах, занимающихся исконными уральскими промыслами «Культурное наследие. Промыслы. Тагил». Сегодня расскажем о ювелирах и камнерезах, которые совсем не собирались связывать свою жизнь с самоцветами и металлами, но оба награждены орденами Фаберже. Отец и сын - Юрий и Сергей Маточкины.

Цветы и листья умилительные и трогательные, будто бы из детского альбома по рисованию, но... из уральских камней. И обязательно в сочетании с необработанными, словно сразу из копей, минералами и кристаллами. И если вы где-то на выставках увидите вот этот мэтч наивного флористического и уральского первозданного - знайте, это работы Юрия Маточкина.  

Юрий Маточкин, камнерез, ювелир, член Союза художников России:

«Так наша природа она же в крови!»

Камнерезом и ювелиром Юрий Павлович становиться даже не думал, готовился поступать в Каунасское военное училище. Правда, тяга к рисованию у будущего кавалера ордена Фаберже была с детства. 

Юрий Маточкин, камнерез, ювелир, член Союза художников России:

«Я в школе занимался в кружке ИЗО и маслом... в основном копиями занимался. Васнецова копировал, Шишкина. Дома у меня, у родителей большой дом был - все стены были завешаны копиями. Рисовать я рано начал. И у нас в семье все абсолютно почему-то рисовали».

И сейчас в мастерской Юрия Павловича и его сына Сергея тоже все в картинах. Опять же в основном пейзажи. Но уже не маслом, а акварелью. Она у старшего Маточкина густая и дымчатая, словно это пастель. Любовь к кистям и краскам и привела Юрия в Нижнетагильское Уральское художественно-промышленное училище, правда выбрал для себя художественную обработку металла. Сюда уговорил попробоваться школьный учитель рисования. Поступил. Причем на базе 10 классов, и чтобы не слоняться по коридорам, пока однокурсники занимаются общеобразовательными предметами, пропадал в мастерских. Юрий Павлович говорит, что камень - самый сложный материал, требующий особой внимательности. 

Юрий Маточкин, камнерез, ювелир, член Союза художников России:

« - Камень нет, не прощает, очень аккуратно надо. Как уберешь лишнее, так все - камень испорчен. Видите камень, он на что-то похож? - Да, да. - Рождается образ. Сразу образ представляешь, что можно сделать и как, что убрать. Нас пространственно-объемному восприятию и мышлению полжизни обучали».

Но конечно, не сразу, как увидит материал, камнерез берется за фрезы. Воплощается идея сначала все-таки в мягком варианте. 

«Сначала лепятся фигурки, и только потом уже из камня режется инструментом. Вот посмотрите - зверушка. Но это уже очень профессиональный подход».

В коллекции Юрия Маточкина не только ювелирные украшения - много этих самых «зверушек». Тоже с уральским акцентом. Совы, сурки, соболи. Сын же Юрия Павловича в основном работает с металлом, хотя к камням тоже не равнодушен. 

Сергей Маточкин, камнерез, ювелир, член Союза художников России:

«С материалом больших проблем нет, но доступность стала меньше, чем она была раньше по крайней мере. Сейчас уже за материалом сами не ездим - раньше камнями не торговали. Были специально обученные люди, с которыми я 4 года по копям ездил. Объехал весь Южный Урал, нашу область. Взять их больше было негде. Добывали и коллекционные образцы. Для себя. В общем, в разное время разные возможности».

Ассортимент меньше - многие копи уже закрыты. Но в мастерской у Сергея Маточкина на полках редкие сейчас и мейнстримные несколько десятилетий назад камни, которые добыл сам.   

Сергей Маточкин, камнерез, ювелир, член Союза художников России:

«Аметист, малахит тот же, камень демантоид - у него зеленые кристаллики, он добывается уже в песке, и получилась такая разновидность зеленого граната».

Кстати, Сергей тоже обладатель ордена Фаберже, и тоже не собирался работать с камнями и металлами в мастерских.  

Сергей Маточкин, камнерез, ювелир, член Союза художников России:

«На этом поприще я брата заменил. Отца не захотел одного оставлять, тяжело ему тогда было, брата не стало. Пришел в мастерскую к нему, взял отпуск на основной работе. Месяц в мастерской провел, обучился премудростям, понял, что это мое. Отец всему научил, школа у меня в руках была. И на работу уже не вышел. Я водитель по специальности».

Часть изделий отец и сын выполняют вместе. Их работы хранятся в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», и изобразительных искусств. А экспонировались ювелирные украшение и статуэтки из камня в разных городах России. Кстати, зачастую обыватель, не глянув на этикетку не сразу поймет где работы Юрия Павловича, а где Сергея Юрьевича. Но младший Маточкин более абстрактный в своих работах, хоть и также любит природную фактуру камня, а старший и в свои 80 продолжает создавать несколько декоративные и трогательные изделия. 
Заказать обратный звонок
Задать вопрос