В эти выходные профессиональный праздник отмечали реставраторы. Профессия эта, прямо скажем, не массовая. В области живописи на всю страну примерно полторы тысячи реставраторов. Двое из них восстанавливают картины в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Они, словно врачи, помогают заживлять ранки на полотнах и сохранять культурное наследие.
«Вот здесь было место удара, была вмятина, видно, что краска осыпалась».
Теперь картина на лечении, точнее реставрации. Красочный слой покрыли осетровым клеем, чтобы укрепить. И вот две недели уже полотно отдыхает под специальной папиросной бумагой. Один уголок сегодня открыли, чтобы проверить состояние и нам показать. Изображения, конечно, не видно. Но реставраторы рассказывают - уральский художник Геннадий Гаёв изобразил группу студентов на фоне учебного заведения. Предположительно, в Екатеринбурге. Полотно немаленькое - по длине только почти два метра. Уже два месяца идет реставрация, работа эта неторопливая. А еще нужно нарастить новые кромки, натянуть на новый подрамник, восстановить утраты грунта и красочного слоя.
Ольга Семёновых, реставратор живописи Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Это произведение поступило вместе с еще около десятка картин из Верхнего Тагила, было передано в дар нашему музею. Они хранились там не на стенах, хранились где-то в подсобных помещениях. На некоторых картинах были и прорывы достаточно крупные, очень сильные загрязнения, даже не видно было живопись, вдавленности - картины стояли друг на друге».
Над восстановлением этих картин трудятся двое реставраторов - они как врачи для картин. И белые халаты есть, и работа схожа. Сначала диагностика, то есть выявление дефектов, потом само лечение. Даже анализы есть красок и полотна - они помогают узнать, в какое время была написана картина.
Антонина Наседкина, зав. реставрационным отделом Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
« - Каждая вещь - индивидуальна, как человек. К каждой нужен особый подход. Когда поймешь картину, договоришься с ней, тогда работа идет. - А можно не договориться? - Конечно, она может капризничать. Тогда ее отставляешь в сторону, думаешь, советуешься. И когда уже созрел, работу продолжаешь».
Те картины из Верхнего Тагила - на плановом лечении, а вот эта поступила вне очереди. Работа кисти Дмитрия Налбандяна готовится к важному событию.
Антонина Наседкина, зав. реставрационным отделом Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Отправляется на выставку в Третьяковскую галерею, на персональную выставку. И вот мы ее готовим. Чтобы картина хорошо, благополучно доехала, места с угрозами осыпи мы укрепляли».
Осталось восстановить пару утрат и можно отправлять в столицу. А работы уральских художников, что приехали к нам из соседнего Верхнего Тагила вскоре покажут тагильчанам. Их представят на выставке осенью. К тому времени реставраторы обещают работу закончить.