92.9200  103.2191

Город, который мы знаем. Об особенностях архитектуры Нижнего Тагила 60-80 годов рассказали тагильчанам на лекции в музее изобразительных искусств

16 ноя 2020
Какой видели набережную Тагила архитекторы 30-х годов прошлого века? Как украшали центр города? Кто были те люди, что проектировали дома и улицы нашего города? Об особенностях архитектуры Нижнего Тагила искусствоведа Александру Шемякину мы внимательно слушали и сейчас вам расскажем.

Фамилии архитекторов, создававших облик Тагила, звучат, увы, не часто и известны не многим горожанам. И потому свою лекцию Александра Шемякина начала именно с этого. Вот Василий Иванович Бут.

Александра Шемякина, искусствовед, заведующая отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Бут - фамилия белорусская, он родился в Полесье , в 1902 году. И закончив Ленинградский архитектурный, он приезжает сюда. Он работал в системе ГУЛАГа. Приезжает он сюда в 42 году. И по просьбе исполкома его определяют, это был классный специалист, его определяют главным архитектором. Назначают в марте 42 года».

А это Дмитрий Сергеевич Попов, выпускник УПИ, в 60-е годы главный архитектор города, а затем и всей Свердловской области. Именно эти люди создавали облик Тагила в послевоенное время - время больших строек. Сейчас некоторые позволяют пренебрежительно говорить о «хрущевках», но тогда эти типовые панельные или кирпичные пятиэтажки, малогабаритки сделали прорыв в жилищном вопросе - из коммуналок и бараков новоселы перебирались в отдельные квартиры. Города начали прирастать целыми районами.

Александра Шемякина, искусствовед, заведующая отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Когда поступали на учебу, поколение моих родителей, "шестидесятники", им преподаватели так и говорили: "Зачем вы идете на архитектурное? Архитектура умерла , идите на градостроительное". Гражданское строительство. Все уже понимали, что это будет поквартальная застройка. Улицами, массивами».

А это набережная - такой ее видели в 30 годы XX века. Уже тогда планировали территорию с одной стороны сделать тенистой – «зеленой зоной», как место для прогулок, а с другой стороны - большие многоподъездные дома. Так оно впоследствии и получилось.

Александра Шемякина, искусствовед, заведующая отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Вот те самые пятиэтажки, которые позволили Тагилу, одному из первых в области расстаться с 90% барачного жилья».

А так выглядел проект центра города, разработанный одним из ведущих архитекторов Тагила Анатолием Ивановичем Обуховым. Сейчас здесь Театральный сквер. А это проект светомузыкального фонтана - главного украшения сквера.

Александра Шемякина, искусствовед, заведующая отделом городской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств:
«Задумка была очень грандиозной… Музыка Скрябина, Чюрлениса, композиторов, которые писали "цветные" партитуры».

Жаль, но в полной мере идея так и не осуществилась - технические средства того времени не позволили привести к гармонии свет, звук и водные струи. Архитектурные особенности Тагила - Площадь Славы, Дворец Ледового спорта на Вагонке, городской цирк, Гальяно-Горбуновский массив - важные вехи в истории и культуре города 60-80 годов.
Заказать обратный звонок
Задать вопрос