93.2221  104.1735

Петрушка шагнул на сцену Нижнетагильского театра кукол

1 дек 2021

Петрушка — непобедимый герой народной кукольной комедии - на тагильской сцене. И все в лучших традициях: с острыми шутками, битьем палками, и пищиком. В Нижнетагильском театре кукол сегодня премьера спектакля «Петр и Петрушка» — работа одного из самых известных «петрушечников» в России Александра Стависского. В чем особенности жанра, почему этот спектакль непрост для артистов, и подходит ли возрастное ограничение 6+ для этой постановки.

« - А вот эта подойдет? — Подойдет. — Можно вас, барышня. Как зовут? — Лера. — Очень приятно. - Иди сюда, не стесняйся. Не переживай, ахахахах».

За ширмой случается наша с Петрушкой свадьба. А после, как водится, появляются с десяток маленьких Петрушечек.

« - Ой, хорошо. Спасибо, Валерия!»

Когда пару веков назад этот исконный для петрушечного театра сюжет начинали показывать, крестьянки хватали в охапку детей и уходили прочь — негоже такое смотреть. Петрушка или Петр Уксусов — мейнстримный персонаж, краш крестьян, главный в театре кукол на Руси. Народ любил его и отождествлял с собой, потому что острый на язык, с палкой на перевес Петрушка всегда и всех побеждал: городовых, чертей, смерть... После революции 17-го года традиция петрушечного театра была разрушена — Уксусов убрал оглоблю подальше и начал разговаривать вежливо. Но в новом спектакле Нижнетагильского театра кукол главный персонаж такой же, как несколько веков назад. Режиссер известный «петрушечник» и театральный педагог Александр Стависский, использовал в постановке и другие традиционные репризы: покупка лошади и испытание её, обучение военному делу, лечение Петрушки. Кстати, отсюда, в этом жанре столько импровизации и интерактивов. За ширмой места — квадратный метр, но там умещаются Александр Белоусов, Татьяна Швендых, и еще с десяток кукол. Среди них и — перчаточные варианты Демидовых и Петра Первого. В исконные сюжеты вживлена история о том, как Петрушка, узнал, что он «Без царя в голове» и пошел его искать... на Урал. И тут-то и застал государя. Посвящен спектакль 350-летию со дня рождения Петра I и 300-летию Нижнего Тагила.

Александр Белоусов, актёр Нижнетагильского театра кукол:

«Сложнее у меня спектакля не было точно! На протяжении всего спектакля Петрушка у меня вверху и рука сильно устает. А в другой руке у меня другая кукла, например, Черт или Демидов и т.д. И вот так полчаса надо держать вертикаль, чтобы кукла строго вот так ходила, никуда не заваливалась, а строго вертикально».

Татьяна Швендых, актриса Нижнетагильского театра кукол:

«Вообще всех кукол изготовил режиссер Александр Янович Стависский — все сам. Он нам привез готовых кукол с готовыми платьями. Не были готовы только мантюры — это то, что в подъюбнике. И мы их подгоняли сами под свою руку: надевали ручку — она отдельно, завязывали ниточкой, чтобы рука была в натяжку, потом все это подворачивается, надевается рукавчик и все готово. С шеей все тоже самое. И все подшивается по моей руке, если кто-от другой будет брать куклу — ему придется под себе переделывать».

Еще одна обязательная традиционная деталь Петрушки — специфичный голос. На протяжении всего спектакля у артиста во рту особенная металлическая пластинка — пищик.

Каждый артист изготавливает ее под себя. Научил, как сделать пищик режиссер спектакля. Александр Стависский, говорит, что детей, когда они слышат такой голос невозможно остановить смеяться, забавляет их и пластический рисунок спектакля — бесконечные погони и поколачивания. Правда, не будет ли исконный петрушечный жанр для современных детей чересчур жестким?

Александр Стависский, режиссёр, Санкт-Петербург:

«Он разный, он может быть и для совсем взрослых и даже для малышей, вот сейчас да... дело в том, что это зависит от аудитории, потому что актеры должны подстраиваться. Сейчас понятно, что вариант такой первоначальный и какая-то словесная канва артистам была дана, но они должны научиться импровизировать и очень легко раешным стихом — это такая устная ритмизованная речь. Есть аналоги в современном мире — тот же рэп и они должны импровизировать. Это даст только улица. Это опасно, это рискованно, но это необходимо».

А на улице Петрушечный балаган окажется стопроцентно. В следующем году, юбилейном для Тагила, спектакль «Петр и Петрушка» будет, как и полагается, площадным. На то был и расчет, говорит директор театра Татьяна Ткачёва, когда заявлялись на губернаторский грант.

Татьяна Ткачёва, директор Нижнетагильского театра кукол:

«Постановка была бы невозможна без гранта губернатора, и нам очень приятно, что такая возможность возникла в театре, потому что можно сказать, что мы исторический жанр освоили благодаря областной поддержке».

А вот останется ли на тагильских площадях следующим летом Петрушка таким же как и был в досоветской истории: высмеивающим, острым, реагирующим, и ничего не боящимся или будет же более «детским» и аккуратным? Увидим.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос