93.2221  104.1735

Мастера подносного промысла возрождают кованый тагильский поднос

6 дек 2021

Тагильский. Кованый. Возрожденный. Уральский колледж прикладного искусства и дизайна получил президентский грант на развитие этого традиционного народного промысла. Студенты и мастера под руководством директора Людмилы Павленко намерены возродить тагильский поднос, каким его Демидовы видели.

«Мы решили в 21 веке заново это все возродить. Выколотка - это ручная работа. Прежде чем выколачивать - надо сделать матрицы и отлить их, но сперва надо сделать чертежи».

Геннадий Бабин - один из последних «могикан» подносного промысла. В прошлом главный художник завода «Эмальпосуда». Ныне - мастер производственного обучения Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна. Сегодня особенное занятие. Он объясняет первокурсникам, как создать кованный тагильский поднос. Листу металла, закрепленному на матрице, начинают придавать нужную форму. Изготовленные по такой технологии подносы отличаются фактурностью, то есть поверхность не гладкая и ровная. Чувствуются следы ручной обработки. Это всегда штучный продукт. Так создавались тагильские подносы еще в 18 веке, в демидовские времена, до появления штамповки.  

Геннадий Бабин, мастер производственного обучения Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна:

«Это же наша история. Если мы забудем историю - забудем себя. Я не говорю, что это надо делать массово. Но такие уникальные вещи - их надо делать. Надо привлекать, чтобы люди любили наш поднос. Снова вернуть Тагилу былую славу».

Сейчас на средства президентского гранта мастера колледжа занимаются возрождением кованого тагильского подноса. Осваивают сразу три формы настоящих подносов времен Демидовых.

Светлана Шакина, преподаватель, заведующая учебными мастерскими Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна:

«Мы должны возродить тагильский кованый поднос от истоков. От производства подносного промысла до конечного, до росписи подносов. Как бы весь цикл. От создания кованого подноса до росписного, который можно уже продавать. Ручная работа всегда ценилась, «hand made» - сейчас в тренде. Я считаю, в этом есть смысл, свой определенный. Люди тянутся к теплу, к ручному труду».

На полученный грантовый миллион колледж закупил специальные столы, матрицы, учебные пособия. Но сделать подносы «по-старинному» мало. Для возрождения промысла важно показывать и рассказывать. А потому мастер-классы, подобные этому, планируют сделать регулярными. Знакомят со всеми этапами изготовления. Например, с росписью. В роли наставников - студенты постарше.  

Анастасия Гаёва, студентка 4 курса, отделение художественной росписи по металлу Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна:

« - Для начала, чтобы изобразить розы - нужно изучить простейшие мазки. Различные капельки. Отработать их и приступить к собиранию в цельный красивый цветок. - Вы быстро этому научились? - Нет. Тагильская роспись требует много усилий».

Татьяна Давтян, студентка 4 курса, отделение художественной росписи по металлу Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна:

«На самом деле ничего невозможного нет. Все зависит от человека - как он может держать кисточку в руках. Все нарабатывается с опытом. Я уже через полгода могла писать нормально розу».

Пока в учебных классах участники мастер-класса делают свои первые мазки, по соседству идет работа над большим - 160 на 140 см. - подносом. Это уже для Всероссийской выставки «Ладья. Зимняя сказка», которая откроется 14 декабря в Москве. Вместо привычных портретов, пейзажей и узоров надо передать динамику и азарт старинной русской охоты.

Светлана Попова, преподаватель Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна:

«Мы пишем такую тему первый раз. Сложность в чем этой работы - мы же не анималисты. Здесь же написание животных. Есть художники, которые специально этим занимаются - пишут животных. Мы не знаем, как строится их пластика. Вот в этом нам сложнее».

Вокруг композиции предстоит сделать тончайший орнамент. Большая и кропотливая работа еще не закончена. Студенты между тем прошли практически всю технологическую цепочку изготовления тагильского подноса. В следующий раз на их месте будут студенты или старшеклассники из других учебных заведений города. Такие мастер-классы, считают в колледже, станут важной частью возрождения тагильского подноса. Здесь готовы принять новые группы тех, кто интересуется народными промыслами.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос