Студенты колледжа транспорта впервые оказались на месте машиниста и попробовали свою будущую профессию на практике. А заодно познакомились с историей железной дороги.
Для большинства тагильчан визит на вокзал - это начало путешествия. Но для этих ребят путь лежит в депо. Все они учатся на машинистов, и сегодня некоторые впервые попробуют управлять составом. Хотя бы и на тренажере.
Сергей Дрягунов, машинист-инструктор моторовагонного депо Нижний Тагил:
«Есть кнопочка разблокировки хода. Чтобы когда стоим, машинист случайно не нажал на контроллер. Не поехал и не травмировал пассажиров, тех, кто переходит, в дверях никто не упал. Нажимается вот эта кнопочка и вот этот джойстик».
Как не ехать - понятно, как ехать - тоже разъяснено. Самое время дать сигнал к отправке и тронуться с места.
«Она медленно разгоняется, раз дизельный поезд. Электропоезд там уже побыстрее. Студент: Сразу на седьмую? Инструктор: Можешь на седьмую, но как скорость будет 30 с копейками, 35 там... можно сбрасывать».
Задача машиниста вовремя реагировать на любые изменения по курсу и возле полотна. При необходимости инструктор может менять на тренажере и время суток и погодные условия, добавляя забот курсанту. Второкурсник Нижнетагильского колледжа транспорта Ярослав Подкорытов сегодня впервые ощутил каково это, управлять поездом.
Ярослав Подкорытов, студент 2 курса Нижнетагильского колледжа транспорта:
«Интересно, понравилось... Ощутить себя машинистом. Приблизительно, но посмотрел, как это выглядит. Впечатления остались положительные. Профессия железнодорожника мне понравилась еще с детства, когда я с родителями поехал впервые на поездах. И вот с детства у меня мечта стать машинистом».
Техническая эксплуатация подвижного состава, сокращено ТЕПС - так называется специальность, на которой учится Ярослав и его однокурсники. На первом курсе они проходили еще общие дисциплины. И только сейчас, на втором, начинают знакомство с будущей профессией более подробно. А посещение железнодорожного депо и тренажеров вносит в учебу разнообразие.
Олег Галев, преподаватель Нижнетагильского колледжа транспорта:
«Я считаю что экскурсия на таком неплохом тренажере объяснит им в общих чертах что их ждет вообще в будущем в своей профессии. Конечно мы стараемся делать регулярными не только экскурсии для ТЕПсов, для этой специальности , но и для машинистов кранов и для других специальностей. Стараемся каждый год проводить детей по местам будущих работ».
А это ребятам так сказать - на сладкое. Сегодня для них отрыты двери железнодорожного музея. В его небольшой, но очень разнообразной коллекции представлены несколько столетий истории Свердловской железной дороги.
Антонина Машковцева, ведущий методист отдела по сохранению исторического наследия центра научно-технической информации и библиотек СВЖД:
«1834 год. Отец и сын Черепановы, создали в нашем городе на Выйском заводе, в механическом заведении этого завода первый паровоз. А в 1835 - второй паровоз».
За десять лет до Черепановых, в 1825 году, другие отец и сын, Стефенсоны построили «Locomotion №1» - один из первых паровозов. Именно после него паровозы стали называть локомотивами. Вот ими же построенная «Ракета» для дороги Ливерпуль-Манчестер. А это паровоз «Проворный», спустя пару лет после черепановской машины, созданной для перевозки руды, «Проворный» открыл движение по Царскосельской железной дороге. Это был первый пассажирский рейс в России. За 35 минут поезд преодолел 23 километра от Петербурга до Царского Села. А вот его пассажирские вагоны 1, 2 и 3 класса. В них еще так много от карет и дилижансов, но это уже техника эпохи пара. Автор этих моделей Александр Санников - ветеран железной дороги, в прошлом машинист.
Антонина Машковцева, ведущий методист отдела по сохранению исторического наследия центра научно-технической информации и библиотек СВЖД:
«Александр Валерьевич Санников передал нам эти работы. Отчасти это было посвящено круглой дате «200 лет дорогам мира». И сейчас мы можем любоваться моделями в нашем музее».
Железнодорожная форма разных эпох, оборудование, которое использовалось в разное время диспетчерами, путевыми обходчиками, проводниками. В этом маленьком музее - много удивительного. И чтобы попасть в него не обязательно быть железнодорожником. Групповые экскурсии по предварительной записи проходят здесь практически ежедневно.