Поворот налево теперь безопасный. На перекрестке Космонавтов и Красноармейской с сегодняшнего дня изменили схему движения: все движутся в свое время. Но зеленого нужно ждать по полторы минуты. Координирует работу этого и всех остальных светофоров в городе специальный Центр организации дорожного движения, раньше это был Сигнал-3. Мы увидели, как это работает. Захватывающе!
Собираясь повернуть с Космонавтов налево, на Красноармейскую, автомобилисты по привычке притормаживают - встречных пропускают. А те стоят. Ровно в 9 утра на перекрестке у «Смака» запустили новую светофорную схему. Теперь потоки транспорта по Космонавтов движутся по отдельности - сначала те, что в сторону Фрунзе, потом - на Красный камень. Третья фаза - движение по Красноармейской, одновременно в оба направления. И отдельная фаза для пешеходов. Люди идут, машины стоят. Только вот зеленый теперь нужно ждать больше 100 секунд.
«Очень удобно, мне нравится. Сразу в любую сторону прошел. Никаких препятствий».
«Машины жалко, стоят долго».
«Если надо и больше стоять будем. Лишь бы ДТП не было».
«Надо проехать, чтобы понять. Большой светофор - проблематично, но, зато, если потоки разделены, удобно будет. Нужно хотя бы два-три раза проехать и подстроиться, посмотреть».
Новая схема движения куда безопаснее. Раньше многие автомобилисты для поворота налево выбирали следующий перекресток, а тут не рисковали - из-за рельефа местности плохая видимость.
Алексей Ольховский, ведущий специалист по управлению дорожным движением Центра организации дорожного движения города Нижний Тагил:
«Недостатки были в том, что объект находится под уклоном. Со стороны Фрунзе движение по Космонавтов идет в ускоренном темпе. Часто были конфликты с левым поворотом со стороны моста с Красного камня. Соответственно, были ДТП».
Перед тем, как изменить режим работы светофора, специалисты Центра организации дорожного движения неделю мониторили ситуацию на этом перекрестке. Помогали детекторы - специальные камеры, которые считают проезжающие машины. Теперь еще неделю будут следить, новую статистику изучать.
Александр Божко, начальник отдела информационных технологий Центра организации дорожного движения города Нижний Тагил:
«В настоящее время специалист по управлению дорожным движением в режиме реального времени с помощью видеокамер может контролировать обстановку. В случае каких-либо эксцессов мы можем применить диспетчерское управление на этом объекте и уже в ручном режиме организовать управление светофором. Это благодаря тому, что в городе развивается интеллектуальная транспортная система».
В этой системе 80 городских светофоров. Еще около 70 ждут модернизации. Уже сейчас из этого центра можно оперативно управлять ситуацией на дорогах. К примеру, произошло ДТП, из-за этого люди в поисках путей объезда столпились на светофоре. Диспетчер вручную переключает светофор и пропускает затор. И так каждый день, с семи утра до семи вечера изучают трафик, следят за каждым светофором.
«Сначала - за их исправностью. Для этого у нас есть программа АСУДД. Она показывает все 80 объектов и исправны они или нет. Если есть какая-то неисправность, уточняю, в чем проблема. Есть и горячие точки, которые каждое утро мы проверяем по камерам. Например, перекресток Мира-Циолковского на наличие заторов».
Ситуация на дорогах зависит от погоды, времени суток, дня недели, праздников, аварий - из-за этого поток машин может быть выше обычного. Вот и следят. Помогает в этом 150 камер и 56 детекторов. Объем информации огромный. Поступает он в Центр обработки данных - это мозг всей транспортной системы.
Александр Божко, начальник отдела информационных технологий Центра организации дорожного движения города Нижний Тагил:
«Тут живут сервера, которые прожорливые. Это не бытовой, любительский компьютер. Это специальное вычислительное устройство, которое имеет два блока питания, две сетевые карты. Этот компьютер более мощный и у него всё резервировано».
Тут же есть хранилища, где все записи с камер сохраняются на 30 дней, 6 компьютеров, мощная система безопасности, источник бесперебойного питания, который в случае аварии даст время, чтобы серверы безопасно выключились. Этот центр организовали в 2020, тогда же в Тагиле начали внедрять интеллектуальную транспортную систему. По планам на этот год - подключить к ней все светофоры на Фрунзе.