88.6118  97.8121

Первый «Экодвиж» в Нижнем Тагиле. СПЕЦРЕПОРТАЖ

18 июл 2024

Совместили познавательное с полезным. Участники первого в Тагиле Экодвижа – совместной акции «Экорадио» и информационного агентства «Все новости Нижнего Тагила» прошли километр, послушали, о чем рассказывает историческое сердце Тагила, устроили субботник на конечной станции Висимской узкоколейки Кедун-Быково и открыли новый городской арт-объект.

Фотография на старте и в путь! Первый «Экодвиж» в Нижнем Тагиле. Идем от макета первого русского паровоза, вдоль здания нижнетагильского историко-краеведческого музея на площадь, где когда-то стоял памятник из мрамора и бронзы - металлургам, оружейникам и меценатам Демидовым, а сейчас - каменный монолит в память основателям города.

Антонина Бунькова, руководитель службы развития музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«В переплавку пустили в годы пролетарского гнева очень красиво. В центре стоял Николай Никитич с коленопреклоненной музой и в аллегорической форме вокруг него композиции рассказывали о годах его смелости, о годах его мудрости. Но наша главная муза сегодня ведет нас в сторону старого завода».

Идем по скверу Рабочей молодежи. Его разбили в 30-х годах, тогда же высадили саженцы из знаменитого питомника тагильского «Мичурина» Кузьмы Осиповича Рудого. Тагильчане, бывает, приходят сюда на пикники.

«Приходят сюда, стелят коврики и попивают чаёк. ЧАЁК! Смеются».

Выходим к Зеленому мосту и проходной единственного в России завода-музея. Здесь участников Экодвижа встречает следующий знаток тагильской истории. Слушаем про то, как строился Старый Демидовский завод и плотина, которая питала производство.

Маргарита Кузовкова, руководитель ЭИТ «Старый Демидовский завод» музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«Этот искусственный канал, который был в самом начале строительства завода отрыт специально, чтобы отвести воды реки Тагил, пропустить через искусственный канал и уже потом в ложе реки Тагил начать выстраивать сам завод».

Заводская плотина – практически ровесница города, на три года младше, появилась в 1725 году. За столетия существования ее конструкция практически не изменилась, только некоторые деревянные элементы были заменены на металлические. Сегодня она часть эко-индустриального технопарка «Старый Демидовский завод».

«Это у нас здесь встречается заводская контора и вообще периметр завода ограничивался улицей города и соединялся механический цех, заводская контора со складами, которые мы прошли».

Старый Демидовский завод действовал вплоть до 1987 года. Только в 1989 году он стал музеем истории техники черной металлургии, а в 2019 году эко–индустриальным технопарком площадью 30 гектаров. Еще одно фото на память и начинается экскурсия по историческим улочкам.

Сергей Старков, заведующий Нижнетагильским историко-краеведческим музеем музея-заповедника «Горнозаводской Урал»:

«Улица Большерудянская, бывший дом купца Волгина, сейчас он в не очень хорошем состоянии, но во второй половине 19 века это был хороший крепкий дом. Мы знаем, что этот район, который соединяет гору Лисью и гору Высокую – это район Ключи, исключительно старообрядческий, здесь жили старообрядцы, которые работали на нашем заводе».

А напротив дома Волгиных, на Тагильской – отреставрированное каменное здание середины 19 века – изначально здесь находилось Входо-Иерусалимское приходское училище – первое в городе учебное заведение для женщин. Выходим к еще одному архитектурному памятнику – дому Треуховых и... уже совсем чуть-чуть до железнодорожной станции Кедун-Быкова, где будет субботник «Экодвижа».

«Я приветствую всех участников первого Экодвижа УРА! Урааа!».

Пятачок, заросший травой и бетонная коробка билетной кассы. Здесь пролегал путь кукушки. И эту площадку, о которой помнили только старожилы, предстояло оживить в Экодвиж.

Полина Бажова, редактор развлекательных программ «Экорадио»:

«Этот год мы начали продуктивно, весной мы посадили деревья, недалеко от радиостанции, а потом решили провести более глобальный масштабный проект».

Организаторы первого Экодвижа сперва думали провести акцию у Рудянской часовни, отправились на разведку и планы поменяли. Неподалеку от часовни обнаружили старые железнодорожные шпалы знаменитой узкоколейки. Найти станцию отправления «кукушки» и стены бывшей билетной кассы смогли, только опрашивая местных жителей. Настолько все заросло за минувшие десятилетия, как узкоколейку закрыли. Так и было выбрано место для проведения субботника.

Владимир Вахрутдинов, главный редактор ИА «Все новости»:

«В 2017 году Висимской узкоколейке исполнилось бы 120 лет, к сожалению, до наших лет она не дожила. Она связывала времена, судьбы, континенты – она соединяла Европу и Азию».

Построенная для транспортного обеспечения заводов Нижнетагильского горного округа, узкоколейка позже обслуживала близлежащие золотые и платиновые прииски, да и туристы любили курсировавший по ней до начала двухтысячных экспресс. С историей тагильской узкоколейки участников Экодвижа знакомили фотовыставка и фильм телеканала «Россия» ГТРК «Урал». Кстати, на эко-акции были не только те, кто хотел позаботиться о родном городе и узнать о нем больше. Александр, например, пришел за воспоминаниями. Он один из машинистов той самой «кукушки», возил пассажиров из Тагила в Висимо-Уткинск.

Александр Зубов, машинист висимской «кукушки», участник Экодвижа:

« - Я сам работал 25 лет на узкой колее. Вот из-за этого и пошел. - Не скучаете по тем временам? - Ну как, скучаю, а что делать. Это тут ведь вся история, вся жизнь заключается в этой дороге, ну и сами знаете, экология. По лесам рейс возили».

Грабли, триммеры и даже мачете – с травой боролись не жалея сил 45 человек.  

Елена, Давид, Милена Ялунины, участники акции «ЭкоДвиж»: Лето 2024»:

«Знание родного города, исторических объектов, домов… Это очень полезно каждому тагильчанину, для детей это очень полезно, развивает их. В целом очень благодарны и экскурсоводам, которые очень интересно предоставили информацию, и Экорадио за предоставленную возможность».

Полина, Екатерина, Кристина, «Волонтеры Нижнего Тагила»:

«Я вот не знала где все это находится, было интересно узнавать новое. Я согласна с мнением девочек – это было очень интересно. Ты даже не задумываешься, о том какую тайну хранит улица. Просто ходишь, передвигаешься, а здесь ты вникаешь в историю, узнаешь что-то новое, открывается какое-то другое мнение. Это очень интересно».

Ирина Пудовкина, директор ИА «Все новости» и «Экорадио»:

«Привели в порядок совершенно удивительное место, это бывшая станция Кедун-Быково. Мы очень благодарны, что в этом поучаствовали и сотрудники телекомпании, и радиокомпании. И ребята волонтеры, огромное вам спасибо и низкий поклон. Приходили жители города целыми семьями и с удовольствием участвовали в этом мероприятии».

МЫ - МОЛОДЦЫ!

Заказать обратный звонок
Задать вопрос